Саки
- Просмотров: 28580
Саки, обобщающее название ираноязычных кочевых племён
Саки, обобщающее название ираноязычных кочевых племён, населявших в VII-II вв. до н. э. Среднюю Азию, Южный и Юго-Восточный Казахстан, родственных скифам Северного Причерноморья. Искусство саков представляет одно из ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля". В культурном отношении отчётливо выделяются три самостоятельные области расселения саков - Приаралье, Семиречье (Юго-Восточный Казахстан) и Восточный Памир (главным образом территория Горно-Бадахшанской АО). Могильники саков в Приаралье представляют собой прямоугольные ямы с деревянно-камышовым перекрытием. Невысокая надмогильная насыпь иногда достигает 30 м в диаметре. Поздние могильники (V-IV вв. до н. э.) имеют деревянную столбовую камеру с коридором-дромосом, близкую к встречающимся у скифов и сарматов. В Семиречье могильники отражают общественную дифференциацию. Наряду с рядовыми могилами здесь встречаются "царские курганы" диаметром до 100 м, высотой до 17 м. Под каменно-щебневой насыпью находятся усыпальницы из отёсанных брёвен, состоящие из дромоса, вестибюля и квадратной камеры. Курганы окружены кольцами камней-менгиров. Аналогичные погребальные сооружения распространены на Алтае и Восточном Памире. Основной часть памятников декоративно-прикладного искусства саков происходит из могильников Приаралья (Тагискен, Уйгарак) и Семиречья. Здесь обнаружены кинжалы-секиры, короткие мечи-акинаки и детали одежды (пряжки, декоративные бляшки) с объёмными или уплощенными ажурными изображениями зверей и птиц, отлитыми из бронзы и золота. Популярны фигуры коней, горных козлов, кабанов и верблюдов. Зверь изображается стоящим, лежащим или свернувшимся в кольцо; свежесть и достоверность наивного реализма сочетается со специфическими приёмами стилизации; объёмы округлены и укрупнены, мускулатура обозначена врезанными линиями, особенно крупными изображены голова и ноги животного. Наряду с целыми фигурами зверей встречаются и изображения отдельных их частей. Часто на пряжках воспроизведены 2 головы животного (коня, барана, хищной птицы), повёрнутые друг к другу и соединённые перемычками. Наряду с относительно более близкими к натуре распространены и схематичные образы, в которых отдельные части тела животного (рога, копыта, зубы, глаза) передаются с помощью врезанных параллельных линий, треугольников, кружков и т. д. Подобные приёмы стилизации свойственны также сарматам и древним алтайцам. В Семиречье встречаются бляхи с изображением коней-грифонов, зверей и хищников, как бы бегущих по кругу, бронзовые акинаки с фигурками коней на рукояти, жертвенные столы и светильники, украшенные скульптурным изображением процессий животных ("Семиреченский алтарь" с 40 фигурками крылатых львов, вторая половина 1-го тысячелетия до н. э., ГЭ), бронзовые котлы с фигурными ножками в виде отдельных частей животных. Изображения животных из Семиречья, восходящие к переднеазиатским образцам, стилистически родственны как изделиям в "зверином стиле" в Приаралье, так отчасти и бронзовым предметам из районов Синьцзяна.
Своеобразное отражение "звериный стиль" саков нашёл в искусстве Бактрии, а также в Центральном и Восточном Казахстане (находки из Тасмолинских курганов, VII-III вв. до н. э., Павлодарская область, Чиликтинских курганов, VI в. до н. э., Семипалатинская область, и др.). Возможно, из этих или близких к ним районов происходят и многие изделия в "зверином стиле", входящие в состав знаменитой Сибирской коллекции Петра I (ГЭ).
Около середины III в. до н. э. часть племён саков вторглась в Парфию, во многом способствовав образованию Парфянского царства. В конце II - первой половине I вв. н. э. саки проникли в Северную Индию. На территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии саки в первые века н. э. были, очевидно, ассимилированы местными народами.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978.