Финно-угры
- Просмотров: 27294
Финно-угры древние, предки народов финно-угорской языковой группы (финнов, эстов, карелов, марийцев, мордвы, коми, венгров, хантов, манси и др.). С глубокой древности населяли лесные пространства Северо-восточной Европы и Западной Сибири и составляли, возможно, в 3-2-м тысячелетии до н. э. этническую общность. Финно-угры издавна проживали совместно с близкими им племенами охотников и рыболовов (например, с предками балтов), поэтому принадлежность археологических памятников финно-угров проблематична. Постоянные контакты, существовавшие между племенами лесной полосы Северной Европы, способствовали выработке общих традиций художественной культуры. Лесные племена на севере Европы жили небольшими посёлками, располагавшимися на речных берегах или прибрежных дюнах (стоянки, укреплённые земляными валами городища). Наряду с наземными деревянными домами строились полуземляные жилища из нескольких комнат, соединённых коридорами. На остатках поселений повсеместно распространена керамика (яйцевидные сосуды, прямостенные сосуды со скруглённым дном) с ямочно-гребенчатым орнаментом, нанесённым фигурными штампами. В западных районах узор опоясывает сосуды рядами, в Восточной Европе - часто покрывает их сплошь нарядным "ковром"; на керамике Западной Сибири сложные орнаментальные композиции иногда образуют геометрические фигуры, встречаются схематичные изображения рыб, водоплавающих птиц, зверей. В лесной полосе Северной Европы и Западной Сибири встречается также анималистическая круглая скульптура из дерева и камня, обобщённо, с яркой непосредственной жизненностью передающая характерные черты животного (изгиб шеи птицы, очертания морды медведя или лося). Скульптурные изображения животных (преимущественно их голов) обычно составляют часть культовой утвари (ложек, ковшей), атрибутов власти родоплеменных вождей (жезлы, булавы). Реалистические изображения животных найдены в Карелии (в могильнике на Оленьем острове Онежского озера, 4-3-е тысячелетие до н. э.), Финляндии (находки из Лаука, Пиелисъярви и др.), Приуралье (находки из торфяников Шигир и Горбуново, 3-2-е тысячелетие до н. э.). Наряду с зооморфной пластикой встречается и антропоморфная скульптура, отличающаяся крайним схематизмом черт. Особое место среди памятников Северо-восточной Европы и Западной Сибири занимают наскальные изображения (петроглифы и наскальные росписи в Швеции, Карелии, на восточных склонах Урала и др.). Они представляют собой сложные композиции, включающие наивно-выразительные фигуры животных и человека, сцены рыбной ловли и охоты, изображения мифологических существ, солярные символы и т. п., связанные с охотничьей магией и календарными обрядами. Наиболее ранние наскальные изображения относятся к 3-2-му тысячелетию до н. э., наиболее поздние - к середине 2-го тысячелетия н. э. В конце 2-го - 1-м тысячелетии до н. э. культура лесных племён Восточной Европы и Западной Сибири испытывает влияние культур Средней Азии и Южной Сибири, в том числе воздействие так называемого скифо-сибирского "звериного стиля". Сочетание местных художественных традиций и этих влияний проявляется в начале 1-го тысячелетия н. э. в костяной и роговой зооморфной пластике, плоскорельефном бронзовом литье (застёжки и бляшки со схематичными изображениями животных), резьбе по кости и рогу (гребни и ложки со скульптурными изображениями зверей и птиц), которые обладают местными отличиями у многих племён Поволжья, Приуралья и Приобья. Традиции древнего орнаментального искусства здесь долго сохраняются в ткачестве, вышивке, резьбе и росписи по бересте. В 1-м тысячелетии н. э. усиливается процесс этнической дифференциации племён лесной полосы Евразии. Часть их передвигается на запад и включается в орбиту западноевропейской культуры, некоторые исчезают, влившись в состав народов Восточной Европы, другие вступают во взаимодействие с древнеславянскими (см. Славяне древние) и тюркскими (см. Тюрки) культурами.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИНН СССР. т. 1. М., 1971; В. И. Мошинская, Древняя скульптура Урала и Западной Сибири, М., 1976.