Болгария
- Просмотров: 29987
Болгария, государство в Юго-Восточной Европе
Болгария (България), Народная Республика Болгария, социалистическое государство в Юго-Восточной Европе. На территории Болгарии обнаружены глиняные сосуды с прочерченным и лепным геометрическим орнаментом, фигурки людей и животных из глины эпох неолита и бронзы (4-2-е тысячелетие до н. э.). К раннему железному веку относятся мегалитические сооружения - дольмены в горах Странджа, Сакар и Восточные Родопы, наскальные рисунки с изображением людей и животных. На побережье Чёрного моря сохранились остатки древнегреческих колоний (Аполлония, Месембрия, ныне г. Несебыр) с многочисленными памятниками античной скульптуры. О высоком уровне культуры древних обитателей Болгарии фракийцев говорят остатки г. Севтополис (близ г. Казанлык), Казанлыкская гробница с уникальной античной стенописью, отражающей фракийский быт (конца IV - начала III вв. до н. э.), золотые сосуды из Вылчитрына (первая половина 1-го тысячелетия до н. э.) и Панагюриште (коней IV - начало III вв. до н. э.), погребальные маски, металлическая посуда, украшения в "зверином стиле" и др. От эпохи римского завоевания сохранились остатки городов I-II вв. н. э. (Рациария, Видинский округ; Эскус, Плевенский округ) и крепостей, церковь св. Георгия в Софии (IV в.), гробница в Силистре (IV в.) со стенописью и др. В период византийского господства начинается строительство христианских храмов (трехнефная базилика, так называемая Старая митрополия, в Несебыре, V в.; купольная базилика св. Софии в г. София, V-VI вв.). С созданием Первого Болгарского царства (680-1018) формируется собственно болгарское искусство, складывавшееся на основе культуры заселивших Болгарию древних славян и протоболгар. Оно впитывает богатые античные и византийские традиции. Среди первых памятников болгарского зодчества - остатки крепостных стен и прямоугольных в плане дворцов в Плиске и Преславе (IX-X вв.), сложенных из массивных каменных блоков и отличающихся торжественной тяжеловесностью форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геометрическим узором, а также скульптурой из меди и камня. Уникальный памятник скульптуры этого времени - высеченный на скале близ села Мадара величественный барельеф с обобщенным изображением всадника с собакой (так называемый Мадарский всадник, IX в.). Церковная архитектура Болгарии IX-X вв., исходившая из византийских прототипов (Большая базилика в Плиске; так называемая Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в котором применялись глазурованная керамическая плитки с нарядными растительными и геометрическими узорами и изображениями святых. Оригинальным видом декора были инкрустированные многоцветными стёклами каменные плиты и блоки. В период византийского господства (1018-1187) в Болгарии строились главным образом укрепления и замки (Асенова крепость близ Асеновграда и др.). Новый подъём искусства Болгарии наступает в эпоху Второго Болгарского царства (1187-1396), главным художественным центром становится Тырново (современный г. Велико-Тырново). Для зодчества этого времени характерны свободное истолкование византийских традиций, тяготение к декоративному изяществу. Стены четырехстолпных однонефных купольных храмов из камня и кирпича богато членились ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшались зубчатыми карнизами, глазурованными керамическими плитками с многоцветным геометрическим орнаментом (церкви XII-XIV вв. в Велико-Тырнове и Несебыре). Высокого уровня достигли монументальная живопись и миниатюра: стенопись (1259) церкви в селе Бояна (ныне в черте г. София), отмеченная свежестью реалистичных деталей, жизненной выразительностью портретных образов, изысканностью сдержанного мерцающего колорита; миниатюры "Хроники Манасия" (середина XIV в., Ватиканская библиотека, Рим) и "Евангелия Ивана Александра" (1356, Британский музей, Лондон), в которых проявляется интерес к реальному миру (портреты исторических лиц, детали современного быта). В XII-XIV вв. развиваются ювелирное искусство, резьба по дереву и другие художественные ремёсла. Турецкое нашествие (конец XIV в.) положило конец расцвету древнеболгарского искусства. Многие болгарские художественные памятники были уничтожены. Новый подъем художественной культуры Болгарии относится к эпохе Болгарского возрождения (вторая половина XVIII в. - 1878). В этот период в городах возводились часовые башни, дома, церкви, мосты (мост через р. Янтра у г. Бяла, 1867, строитель Н. Фичев), перестраивались монастыри (Рильский монастырь, основан в X в., перестроен в первой половине XIX в., архитектор Алекси Рилец). В конце XVIII в. сложились национальные типы жилых домов с каменным цокольным и фахверковым (см. Фахверк) вторым этажом, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на отштукатуренных фасадах и в интерьерах, нарядными резными потолками (дома в Пловдиве, Велико-Тырнове, Копривштице и др.). Основателями светского искусства в Б. явились автор стенных росписей З. Зограф, портретист С. Доспевский, мастер исторических композиций Н. Павлович.
После освобождения Болгарии от османского ига (1878) реконструировались центры городов, сооружались общественные здания в духе эклектизма и в неовизантийском стиле. В 1930-х гг. в архитектуре утвердились неоклассицизм и функционализм (архитектор Г. Овчаров). В искусстве конца XIX - начала XX вв. развивались направление демократического реализма (сцены крестьянской жизни А. Митова, И. Ангелова, И. Мырквички), реалистическая батальная живопись (Я. Вешин), портретная живопись и скульптура. В 20-30-х гг. многие мастера стремились к национальному истолкованию новейших течений западноевропейского искусства. Демократические национальные традиции получили развитие в проникнутых суровой правдой сценах крестьянской жизни Х. Станчева, в исходящих из народного искусства декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого народного юмора сельских сценах С. Венева, в отмеченных яркой поэтической фантазией композициях на темы народных сказаний и пейзажах И. Милева, П. Георгиева, Ц. Лавренова, З. Бояджиева, гравюрах В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивалась реалистическая портретная и пейзажная живопись (И. Петров, Д. Узунов, П. Младенов и др.). Социальной остроты достигла политическая журнальная графика (антимонархические и антифашистские рисунки и гравюры А. Жендова, Венева, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-х гг. пролетариату посвятили своё творчество живописцы Н. Балканский, С. Сотиров, скульпторы М. Марков, И. Фунев, И. Лазарев и др.
После установления народно-демократического строя развернулись градостроительные работы (новый центр г. София с мавзолеем Г. Димитрова, 1949, архитектор Овчаров, Р. Рибаров), ведётся реконструкция городов, строятся новые промышленные города (Димитровград, Мадан и др.). После краткого периода увлечения историческими стилями во второй половине 50-х гг. появляется стремление к большей простоте и функциональной оправданности форм. Достигнуты успехи в строительстве общественных и спортивных сооружений, учебных зданий, в которых к 70-м гг. усиливаются поиски национального своеобразия и пластической выразительности форм (Дворец бракосочетания, архитектор М. Мареев, гостиница "Марица" и Дом партии в Пловдиве - обе постройки коллектива архитекторов под руководством В. Рангелова; Исторический музей в Казанлыке, архитектор И. Битраков и др.; Дом советской науки и техники, архитектор И. Цолов, Г. Берберов, Дворец культуры "София", архитектор А. Баров, в Софии; Дом-памятник партии на горе Бузлуджа, архитектор Г. Стоилов). Широко развернулось строительство современных благоустроенных жилых районов (районы "Западный парк", "Младост", "Модерно предградие" и "Белые берёзы" в Софии; район "Тракия" в Пловдиве, и др.) и курортных комплексов (Солнечный Берег, архитектор Н. Николов и др.; Золотые Пески, архитектор Г. Ганев и др.; Албена, архитектор Н. Ненов и др.), органически вписывающихся в ландшафт. Гибкое использование традиционных для Б. функциональных элементов (балконов, эркеров, лоджий, солнцезащитных устройств) определяет пластическую выразительность и национальное своеобразие облика построек. В изобразительном искусстве, отмеченном разнообразием манер, получили распространение композиции на историко-революционные (Петров, Венев) и актуальные политические (Г. Ковачев, Н. Майсторова) темы, поэтически обобщённые образы крестьян и сцены народной жизни (Димитров-Майстора и др.), портрет (Д. Узунов), городской и индустриальный пейзаж. Для живописцев среднего и младшего поколений характерны поиски новых, драматически выразительных и декоративных решений, обращение к древним национально художественным традициям (И. Кирков, Д. Киров, С. Русев, Л. Диманов, К. Исинов, А. Петров и др.). Успешно развиваются станковая и монументальная скульптура (А. Николов, Фунев, Лазарев, М. Марков, Й. Крычмаров, В. Радославов, Л. Димитров и др.), станковая и книжная графика (Ангелушев, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов и др.), монументально-декоративное искусство (мозаики А. Стаменова). В декоративно-прикладном искусстве выделяются резьба по дереву, керамика, ковры, ткани и др. В народном искусстве Болгарии, впитавшем древнеславянские, протоболгарские, балканские и турецкие художественные традиции и богатом местными вариантами, развиты резьба по дереву, обработка металла, художественная керамика, ткачество и др.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 11, 12 (кн. 2), М., 1969-77; Краткая история болгарской архитектуры, пер. с болг., София, 1969; Е. П. Львова, Изобразительное искусство Болгарии эпохи национального Возрождения, М., 1975; М. Цончева, Художественото наследство на Тракийските земи, София, 1971; [П. Чуховски], Съвременна българска графика, [Албум], София, 1971; В. Иванова, Българска монументална скулптура, София, 1978; Българско народно изкуство, София, 1979; Енциклопедия на изобразителните изкуства в България, т. 1-2, София, 1980; Съвременни български графици, София, 1981; Тодорова X., М. Аврамова, Праистсрическо изкуство в България, София, 1982; Г. Арбалиев, Национални традиции в архитектурата, София, 1982.