Витраж
- Просмотров: 29461
Витраж, орнаментальная или сюжетная декоративная композиция
Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике витражами также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (АРЕ) в Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме - с I в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, XI в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, витраж первой половины XII в.) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых ("Пророки" собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской богоматери, витражи XIII-XIV вв., реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью. В XIV-XV вв. искусство витражей получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Либерти, Паоло Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле. В XVI в. для украшения жилища применяют "кабинетные" витражи - однотонные со светскими сюжетами. В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи "модерна" ("Рыцарь" М. А. Врубеля, ГТГ).
По-новому подошли к проблеме витража художники XX в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных художественных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витраж-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают витраж из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся: витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус ("Земля-мать", 1960-61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и др. создают витражи, посвященные важным историческим и общественным событиям.
Лит.: Е. Минухин, Витражи, Рига, 1959; Современный советский витраж, М., 1980; Armitage E. L., Stained glass: history, technology and practice, L., 1959; Lafond J., Le vitrail, P., 1966; Rollet J., Les maоtres de la lumiиre, P., 1980.