Леонардо да Винчи
- Просмотров: 42422
Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скульптор, архитектор
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-72). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Уффици; так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, ГЭ) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В это же время Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно- связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в XX в. реставрирована); её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты "идеального" города и центрально- купольного храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру.
Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506; 1507-13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать "зверское безумие" войны (по выражению самого Леонардо да Винчи). В портрете Монны Лизы (так называемая Джоконда; около 1503, Лувр) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), алтарные образы "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающие поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности" (Ф. Энгельс, смотри К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 346)
Соч.: Tutti gli scritti, v. 1, Mil., 1952; в рус. пер. - Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1935; Избранные естественнонаучные произведения, М., 1955; Анатомия. Записки и рисунки, М., 1965.
Лит.: В. П. Зубов, Леонардо да Винчи, М.-Л., 1961; М. А. Гуковский, Леонардо да Винчи, Л.-М., 1967. В. Н. Лазарев, Леонардо да Винчи, 2 изд., М., 1969; А. К Дживелегов, Леонардо да Винчи, М., 1974; Б. Нардини, Жизнь Леонардо, [пер. с итал.], М., 1978; А. Гастев, Леонардо да Винчи, М., 1962; Kemp M., Leonardo da Vinci, Camb, (Mass.), 1981..
Основные даты
- 1452 — рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи
- 1466 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
- 1472 — член Флорентийской Гильдии художников
- 1472—1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой»
- Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)
- 1476 — Скандал с Сальтарелли
- 1478 — Леонардо открывает собственную мастерскую
- 1480 — по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
- 1481 — монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним»
- 1482 — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца.
- 1483 — начата работа над «Мадонной в гроте»
- 1485 — создан «Портрет музыканта»
- 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте
- 1488 — картина «Дама с горностаем»
- 1489 — анатомические рисунки черепов
- 1490 — картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
- 1490 — Витрувианский человек — знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями
- 1490—1491 — создана «Мадонна Литта»
- 1490—1494 — закончена «Мадонна в гроте»
- 1495—1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
- 1499 — Милан захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена
- 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
- 1503 — возвращение во Флоренцию
- 1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»
- 1505 — наброски полёта птиц
- 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны)
- 1507 — изучение строения человеческого глаза
- 1508—1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
- 1509 — роспись в соборе Святой Анны
- 1512 — «Автопортрет»
- 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X
- 1513—1516 — жизнь в Бельведере
- 1514—1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель»
- 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
- 1519 — умирает от болезни
Картины: Леонардо да Винчи