Тунис
- Просмотров: 27154
Тунис, государство в Северной Африке
Тунис, Тунисская Республика, государство в Северной Африке. Древнейшие памятники на территории Туниса восходят к капсийской культуре (верхний палеолит): наскальные изображения животных, людей, сцен охоты. Известны неолитические дольмены, керамика и сосуды из скорлупы страусовых яиц с процарапанным узором. В 1-м тысячелетии до н. э. автохтонные ливийские племена (предки берберов) обитали в каменных прямоугольных жилищах - "гурби", разборных овальных хижинах - "мапалия" - из ветвей и циновок, небольших крепостях. С конца 2-го тысячелетия до н. э. на побережье создавались финикийские колонии. С XII в. до н. э. последовательно сменялись художественные культуры: пуническая (см. Карфаген; мавзолей Атебана в Дугге, некрополи, надгробные стелы, антропоморфные саркофаги, терракотовые статуэтки, маски, стеклянные сосуды), римская (руины регулярно спланированных городов с форумами, храмами, театрами, триумфальными арками), византийская. В римский и византийский периоды высокого расцвета достигло искусство мозаики. С приходом арабов (VII в.) и распространением ислама Тунис стал одним из очагов развития средневековой арабской культуры. Архитектура Туниса формировалась на основе сочетания строительного опыта Ближнего Востока с элементами римского зодчества. От архитектуры древних стран Магриба зодчество Туниса отличается применением цилиндрических и крестовых сводов. Вокруг укреплённых мусульманских монастырей - рибатов (в Сусе), построенных по типу замков Омейядов в Сирии и Иордании, и на месте древнеримских портов вырастали города, обнесённые мощными стенами, с цитаделью-касбой, мечетями, минаретами. Уникальный памятник культовой архитектуры Туниса - мечеть Сиди Окба в Кайруане - стала образцом для многих мечетей Северной Африки. Характерны квадратные в плане минареты. Дворцы украшались резьбой по стуку, напольной мозаикой с геометрическими узорами. В XI-XV вв. в Тунисе сложилась одна из школ так называемого мавританского искусства. В 1574-1881 (Тунис в составе Османской империи) искусство Туниса развивалось под влиянием турецкой и частично западноевропейской культуры. Для декоративно-прикладного искусства средне- векового Туниса характерны резьба по стуку, изготовление художественной керамики и стекла, строгих по форме ювелирных украшений, ковров, инкрустированного серебром и золотом оружия. Народное жилище Туниса - преимущественно дома с внутренними дворами, плоской балочной крышей или каменными сводами. С конца XIX в. до 1956 строительство в Тунисе велось преимущественно французскими архитекторами (Б. Зерфюсс и др.); изобразительное искусство было представлено творчеством европейских живописцев и графиков. В 20-30-х гг. появились первые художники-тунисцы: Яхья Турки, Амар Фархат. С обретением независимости (1956) развернулись работы по благоустройству городов (Туниса, Бизерты, Кайруана, Монастира, Сфакса) и строительству новых посёлков с 1-этажными типовыми домами; выдвинулись зодчие-тунисцы: О. К. Какуб, X. Амара и др. Развивается национальная школа изобразительного искусства (живописцы и графики Хатем аль-Мекки, Зубейр Турки, Брахим Дахак, скульптор Хеди Сельми и др.). Основные виды современного декоративно-прикладного искусства Туниса - ковроделие (преимущественно ворсовые ковры яркой расцветки с геометрическим, реже растительным узором), вышивка, плетение кружев, ювелирное дело, керамика, чеканка и инкрустация по металлу.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978.