Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Хорватия

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Республика Хорватия

Хорватия (Hrvatska), Социалистическая Республика Хорватия. В составе Югославии. На территории Хорватии сохранились неолитическая керамика, близкая памятникам Центральной Европы и Средиземноморья, произведения искусства иллирийцев и кельтов, остатки римских городов на побережье Адриатического моря, где обнаружены скульптура и памятники декоративно-прикладного искусства (Салона, ныне Солин; Спалатум, ныне Сплит, и др.). К V-VI вв. относятся христианские базилики (в Порече, Салоне), иногда украшенные мозаиками, ювелирные изделия аваров и древних славян. В эпоху независимого хорватского государства (конец IX - начало XII вв.) воздвигались многообразные по формам храмы, использовавшие как центрально-европейские, так и византийские традиции (ротонда св. Доната в Задаре; базилики в Задаре, Трогире). Для их скупого резного декора характерны мотивы "плетёнки". в конце XII в. из Северной Италии и Центральной Европы проник романский стиль. В богатых торговых городах Далмации (хорватское побережье Адриатического моря) сооружались дома, здания городских коммун, базиликальные церкви (св. Кршевана и св. Стошия в Задаре) с отдельно стоящими многоярусными колокольнями. Строгие фасады церквей украшались ложными аркадами и аркатурами. Высокого расцвета достигла в Далмации романская скульптура (нарядные резные двери собора в Сплите с многофигурными изображениями, 1214, мастер Андрей Бувина). Первые произведения живописи Хорватии (фрески собора в Загребе, конец XIII в.) отражают византийские воздействия. В XIII в. в архитектуре Хорватии распространился стиль готики. В Далмации он не сложился в целостную систему и использовался главным образом в декоре зданий. Мотивы венецианской готики сочетались с романскими чертами (материальная весомость кладки, приземистые пропорции). Готические постройки Центральной Хорватии (трёхнефные базилики, позже сменившиеся зальными церквами) тяготели к центрально-европейскому кругу (собор, XIII-XV вв., и церковь св. Марка, XIV-XV вв., в Загребе, позже перестраивались). В XV-XVI вв. в связи с угрозой османского нашествия усилился рост укреплённых городов. На Адриатическом побережье города часто сохраняли унаследованный от античности регулярный план, в Северной Хорватии имели иррегулярную планировку и скученную малоэтажную застройку. XV - начало XVI вв. - период расцвета искусства Дубровницкой республики, в котором совершался переход от готики к Возрождению. Целостный ансамбль Дубровника включал мощные укрепления, жилые и общественные здания (Княжий двор, вторая половина XV в.; таможня и монетный двор, начало XVI в.), монастыри и церкви, портовые сооружения. Здесь выделились крупные местные архитекторы и скульпторы (Юрай Далматинец, Никола Флорентинец, архитектор П. Андриич и др.), которые работали и в других городах Далмации (собор в Шибенике, 1431-1505). Ренессансные элементы (лоджии, галереи, ордерные порталы, пилястры) уживались в постройках Далмации с мотивами готики. Высокого уровня достигли в Далмации ренессансная скульптура (индивидуально выразительные головы на восточном фасаде собора в Шибенике, Юрай Далматинец; скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, Никола Флорентинец, И. Дукнович и др.) и алтарная живопись (отмеченные изяществом манеры и лиризмом образов работы Н. Божидаревича, М. Хамзича и др.). С конца XVI в. искусство Дубровника, утрачивавшего торговое и политическое значение, постепенно пришло в упадок. В Центральной Хорватии черты ренессанса проявились лишь в миниатюре и редких образцах алтарной живописи, испытывавших влияние Южной Германии и Нидерландов. Живописная школа, сложившаяся на полуострове Истрия, соединяла наивно- реалистические и ренессансные особенности и была близка живописи Словении (многофигурные фрески церкви в Бераме, 1474, живописец Винценц из Каствы). В XV-XVI вв. в Северной Хорватии велось строительство замков, имевших обычно план в виде неправильного многоугольника и мощные приземистые башни (замок в Вараждине). Во второй половине XVI-XVIII вв. строительство резко сократилось в связи с османским нашествием и австро-турецкими войнами. Итальянские и австрийские зодчие принесли в Хорватию стиль барокко. В середине XVII-XVIII вв. сооружались новые укреплённые города (Карловац), храмы (св. Екатерины в Загребе, св. Марии в Дубровнике) и дворцы, отличавшиеся сдержанностью облика (Оршич-Раухов в Загребе, Пататичей в Вараждине). Распространились пышная алтарная скульптура и живопись в стиле барокко (алтарные образы живописцев Ф. Бенковича и Б. Бобина, аллюзионистические росписи И. Рангера). В XV-XVIII вв. высокого уровня достигли резьба по дереву, ткачество, обработка металла. В начале XIX в. появились постройки в стиле классицизма (дворцы архитектор Б. Фелбингера в Загребе), не получившем широкого распространения. В середине XIX в. с возникновением национально-освободительного движения оживилась художественная жизнь, в изобразительном искусстве сложились светские жанры (портреты и мифологические композиции В. Караса, отмеченные чертами бидермейера). Появившаяся во второй половине XIX в. историческая живопись на национальные темы отличалась чертами академического романтизма (Ф. Кикерез, В. Буковац). Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало хаотичный рост городов. С конца XIX в. предпринимались попытки регулирования застройки (южные районы Загреба). главным образом по проектам иностранных архитекторов были сооружены помпезные общественные здания в духе неоренессанса и необарокко (Югославянская академия наук и искусств, театры в Загребе, Сплите, Дубровнике). В начале XX в. начала складываться национальная архитектурная школа. В 20-30-х гг. тенденции неоклассицизма (биржа в Загребе, архитектор В. Ковачич) постепенно сменились функционализмом (постройки архитекторов С. Гомбоша, Д. Иблера и др.). Новое строительство велось главным образом в Загребе. Остальные города Хорватии до середины XX в. сохраняли скученную средневековую застройку. В творчестве живописцев М. Кралевича и И. Рачича были заложены основы хорватской школы живописи XX в. Скульптуру, развивавшуюся с конца XIX в., подняло на новый уровень творчество И. Мештровича, отмеченное мужественной героикой и пафосом национального утверждения. Традициям Мештровича следовали А. Августинчич, Ф. Кршинич, В. Радауш и др.

Образование в 1918 самостоятельного государства - Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) - способствовало подъёму культуры Хорватии. Усилился интерес художников к родной природе и народному быту. Живописцы В. Бецич, Л. Бабич и И. Мише сочетали приёмы постимпрессионизма с поисками материальной пластичности форм. Черты сезаннизма проявились в строгих, ритмически упорядоченных пейзажах Дж. Тильяка, жанровых сценах М. Тартальи, натюрмортах М. Трепше. Красочные национальные пейзажи и жанровые сцены в духе фовизма создавали О. Глиха и И. Йоб. Обращение к крестьянской жизни, стремление возродить народное искусство свойственно живописцам и графикам группы "Земля" (1929). Развитию творчества крестьян-самоучек (примитивисты И. Генералич, М. Вириус, Ф. Мраз) способствовала деятельность К. Хегедушича. Работам хорватских примитивистов присущи наивная поэзия, декоративная красочность, черты гротеска, а порой и драматические ноты. В 30-х гг. в искусстве Хорватии сложилось социально-критическое направление (работы примыкавших к группе "Земля" графиков О. Постружника, М. Детони). Многие художники Хорватии приняли участие в народно-освободительной борьбе 1941-45 и оставили выразительные зарисовки.

После установления в Югославии народной власти (1945) строительство было переведено на индустриальную основу. Сооружены промышленные предприятия, новые жилые районы, созданы планы реконструкции городов. Для современной архитектуры Хорватии характерно творческое использование национальных традиций функционализма, тяготение к строгости и отточенности форм, использование выразительных возможностей современных материалов (аэропорт близ Загреба, отель "Марьян" и универмаг "Прима" в Сплите - все 60-е гг.). Для новых районов, возводящихся на окраинах городов, свойственны гибкая пространственная организация, сочетание вертикальных и горизонтальных объёмов (новые застройки Загреба, Сплита, Риеки, Пулы и др.). Большие успехи достигнуты в строительстве курортных комплексов на Адриатическом побережье, где часто используются приёмы брутализма, здания органически вписываются в природную среду. В изобразительном искусстве народов Хорватии получили развитие прогрессивные национальные художественные традиции. Монументы, станковые композиции и графические циклы, посвящённые народно- освободительной борьбе, воинам Советской Армии, создали скульпторы Августинчич, Кршинич, графики и живописцы Хегедушич, Детони, Мраз, З. Прица, пластически выразительные портреты и поэтически обобщённые образы - скульпторы П. Перич, Радауш. С конца 50-х гг. к абстрактному искусству обратились живописцы Э. Муртич, А. Срнец, И. Войводич. Черты сюрреализма проявились в ряде работ Хегедушича, пронизанных болезненно-мистическим началом композициях М. Станчича. В творчестве скульпторов В. Бакича, Д. Джамони и других преобладают абстрактно-фактурные искания. С конца 60-х гг. композиции на фольклорные темы создаёт З. Прица. В декоративно- прикладном искусстве Хорватии высокого уровня достигли керамика, изделия из кованого железа, художественные ткани, резьба по дереву.

Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; Л. С. Алешина, Н. В. Яворская, Искусство Югославии, М., 1966; В. Н. Белоусов, Современная архитектура Югославии, М., 1973; Crnja Z., Kulturna povijest Hrvatske, кoe. 1-3, [Zagreb], 1978.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 285 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!