Хорезм
- Просмотров: 26650
Хорезм, древнее и средневековое государство в низовьях реки Амударья
Хорезм, древнее и средневековое государство в низовьях реки Амударья (современные области Туркменской ССР, Узбекской ССР, территории Каракалпакской АССР). Античная историческая традиция причисляет хорезмийцев к племенам круга саков. Полагают, что в VII-VI вв. до н. э. Хорезм возглавлял конфедерацию восточно- иранских племён (так называемый Большой Хорезм), в середине VI в. до н. э. был завоёван древнеиранской державой Ахменидов, на рубеже V-IV вв. до н. э. стал независимым. Не позднее IV в. до н. э. возникло деспотическое государство, получили развитие официальное искусство и религия (местный вариант зороастризма). В искусстве древнего Хорезма, которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатских художественных традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в IV-III вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура Хорезма. В изобразительном искусстве первых веков нашей эры проявилось влияние эллинистического искусства, воспринятое при посредстве парфян (см. Парфия) и кушан (см. Кушанское царство). Отличит, черты архитектуры древнего Хорезма - массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора - обусловлены преобладанием строительных материалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на трёхступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных городских кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, V-IV вв. до н. э.; Топрак-Кала) включали парадные дворы с айванами, залы и многие комнаты, соединённые коридорами. Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой (на городище Кюзели-Гыр, V в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала. Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые или хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика с айваном. Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками, Топрак-Кала). Особый вид искусства Хорезма - урны-оссуарии в виде пустотелых статуй (глина, V в. до н. э. - первые века нашей эры, условно-обобщённые образы умерших) или в форме ларца (VII-VIII вв.), иногда с росписью. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия (в традициях коропластики Древнего Двуречья), фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в "скифской" одежде. В IV-III вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания. В искусстве Хорезма после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата. Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич. Средневековые зодчие Хорезма разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи XII в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма Развитие искусства позднефеодального Хорезма (XVIII - начала XX вв.) связано с возвышением Хивы (культовые и дворцовые ансамбли; керамика, чеканка по меди, резьба по дереву, мрамору, ганчу).
Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981.