Новгородская школа
- Просмотров: 36126
Новгородская школа древнерусского искусства
Новгородская школа, одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII-XV вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности. Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе её становления - в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси.
Во второй половине XII в. на смену монументальным соборам предшествующей эпохи (см. Софийский собор в Новгороде, Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие, одноглавые, четырехстолпные церкви (Георгия в Старой Ладоге; Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92, Спаса не Нередице). Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, около 1167, Благовещения в Аркажах, 1189, Спаса на Нередице, 1199). Связью с народным творчеством, обобщённым рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон XIII - начала XIV вв. ("Еван, Георгий и Власий", ГРМ). В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII в. зодчие новгородской школы переходят к трехлопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовсм поле, см. Волотово), широко используют разнообразные декоративные элементы (Фёдора Стратилата церковь, Спаса на Ильине церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине (1378, Феофан Грек), Фёдора Стратилата (1370-80-е гг.), Успения на Волотовом поле (около 1390) выделяются одухотворённой патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приёмы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалёве (1380) и Рождества на кладбище (1380-90-е гг.). В иконах конца XIV-XV вв., замечательных своей артистичной выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами" - обе в ГТГ).
Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство новгородской школы, ярко выразившие своеобразие новгородской художественной культуры. После включения Новгорода в состав Русского централизованного государства (1478) его искусство развивалось в общем русле древнерусской культуры.
Лит.: В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М.-Л., 1947; его же, Новгородская иконопись, 3 изд., М., 1981; О. С. Попова, Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в., М., 1982; Э. С. Смирнова, В. К. Лаурина, Э. А. Гордиенко, Живопись Великого Новгорода. XV в., М., 1982.