Московская школа
- Просмотров: 30989
Московская школа древнерусского искусства
Московская школа, одна из основных школ древнерусского искусства в XIV - начале XVI вв. Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества.
Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 20-30-х гг. XIV в. обусловила широкий размах культового (соборы - Успенский, 1327, и Архангельский, 1333 - оба в Московском Кремле, не сохранились), а затем и крепостного строительства (белокаменные стены и башни Московского Кремля, 1367, не сохранились). На основе переработки архитектурных традиций владимиро-суздальской школы в конце XIV - начале XV вв. возникает московский тип белокаменного храма: компактный, четырехстолпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декор, поясами на фасадах (Успенский собор на Городке, 1399; Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, 1405, - оба в Звенигороде; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427). В динамичной, с пониженными угловыми частями композиции Спасского собора Андроникова монастыря (1420-27) заметно влияние южнославянского зодчества. Широкое распространение в конце XIV в. получил новый тип небольшого, скромно декорированного храма с пристенными опорами (церковь в селе Каменское Московской области, конец XIV - начало XV вв.). Живопись Московской школы в XIV в. развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы "Спас Ярое Око" и "Спас оплечный" - обе 1340-е гг., Успенский собор Московского Кремля).
Расцвет Московской школы в конце XIV - начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Рублёва Андрея, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства. Формирование в конце XV в. Русского централизованного государства во главе с Москвой определило новый расцвет Московской школы. При перестройке Московского Кремля (см. Кремль Московский) творческое сотрудничество местных мастеров с приглашёнными в Москву псковскими (Благовещенский собор, 1484-89; церковь Ризоположения, 1486) и итальянскими зодчими (Успенский собор, 1475-79, архитектор Аристотель Фьораванти, Грановитая палата, 1487-91, архитектор Марк Фрязин и П. А. Солари; Архангельский собор, 1505-08, архитектор Алевиз Фрязин Новый, и др.) дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительных возможностей древнерусской архитектуры. Традиции искусства Андрея Рублёва и мастеров его круга во второй половине XV - начале XVI вв. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций. Влияние школы Андрея Рублёва сказалось и в произведениях прикладного искусства Московской школы (панагия-складень, 1456, мастер Амвросий, Загорский историко-художественный музей-заповедник). Художественные достижения Московской школы являются одной из вершин древнерусского искусства, они оказали решающее влияние на его дальнейшее развитие.
Лит.: ИРИ, т. 3, М., 1955; Н. Н. Воронин, Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв., т. 2, М., 1962; Н. Е. Мнева, Искусство Московской Руси. Вторая половина XV - XVII вв., М., 1965; В. Н. Лазарев, Андрей Рублев и его школа, М., 1966; Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв., М., 1970.