Бубновый валет
- Просмотров: 29308
Бубновый валет, объединение московских живописцев
Бубновый валет, объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отвергавших как традиции академизма и реализма XIX в., так и мистико-символистические тенденции русского искусства начала XX в., характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма (так называемый русский сезаннизм; существенно также влияние фовизма и кубизма), обращение к приёмам русского народного искусства (лубок, росписи, изразцы и др.). Ограничив сферу своей деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, они решали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы с помощью цвета, стремились к выявлению изначальной "вещности" натуры. Вместе с тем в нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, почти лубочной красочности полотен художников "Бубнового валета" выразились индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса, попытки воплотить в живописи чувственно-полнокровные, материально-красочные стороны бытия. В 1911 от "Бубнового валета" откололась группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстрактному искусству (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), которая организовала выставку под названием "Ослиный хвост". В 1917 "Бубновый валет" распался. В 1925 по инициативе его бывших членов возникло объединение "Московские живописцы" (в дальнейшем Общество московских художников, см. ОМХ).
Лит.: А. К. Лебедев, Искусство "Бубнового валета" и проблема художественного наследия, в кн.: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., [1966]; Г. Поспелов, О "валетах" бубновых и валетах червонных, в сб.: "Панорама искусств - 77", М., 1978.