Франция
- Просмотров: 33243
Франция, государство в Западной Европе
Франция (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38-33-го тысячелетия до н. э.) на территории Юго-Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон-де-Гом, Тюк д'Одубер) были созданы замечательные памятники первобытного искусства: вырезанные из камня и кости схематичные изображения женщины-матери, поражающие своей жизненностью и выразительностью живописные и скульптурные изображения животных. В Северо-Западной Франции в конце неолита и начале бронзового века (конец 3-го - первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) возводились мегалитические сооружения: кромлехи, целые аллеи менгиров (иногда с выбитыми изображениями). От эпохи греческой колонизации и римского владычества сохранились многочисленные архитектурные памятники галло-римского искусства: каменные храмы (Ним), театры (Арль, Оранж), триумфальные арки (Оранж, Ним), гробницы (Сен-Реми), акведуки (так называемый Пон-дю-Гар близ Нима), изготовлялись саркофаги, надгробные рельефы, в которых элементы древнеримского искусства сочетались с местными чертами, идущими от искусства кельтов - коренного населения Франции.
С V в., с образованием варварских государств, формировалось средневековое искусство (см. Меровингское искусство). В VIII-IX вв., в период "Каролингского возрождения", были построены многие комплексы монастырей, выполнены замечательные образцы резьбы по кости и книжной миниатюры. Романский стиль развился во Франции в X-XII вв. на основе традиций каролингского искусства. Сформировался средневековый французский город с нерегулярной застройкой и узкими улицами, с 2-3-этажными домами, имевшими открытые аркады для лавок и мастерских на первом этаже и жилые помещения на втором этаже. Жильём феодалов служили суровые, обнесённые глухими мощными стенами замки с донжонами и цитадели (Каркасом). Возводились церкви в форме латинского креста с высокими, перекрытыми полуциркульными сводами центральными нефами, развитым хором с венцом капелл, двумя башнями, фланкирующими западный фасад, и мощной восьмигранной башней над средокрестием (церковь Клюни-3 в Клюни). Капители, порталы, фасады церквей заполнялись скульптурой и рельефами, вырезанными из камня (Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). Для романской архитектуры Франции характерны многочисленные местные школы. В Нормандии и Шампани храмы обычно широкие и светлые, лаконичные и скупые по внешнему облику и декору. В Аквитании, наоборот, обширны и увенчаны рядами куполов на парусах или тромпах, в Лангедоке больше напоминают крепости, в Оверни украшены богатой полихромной кладкой, в Провансе имеют обильное скульптурное убранство на порталах. Особенно выразительны скульптурные композиции тимпанов порталов храмов в Бургундии, пронизанные острыми и беспокойными ритмами и обычно посвящены теме грядущего "страшного суда". В Провансе сохранилась близость античной традиции. Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматическая экспрессивность образов были свойственны миниатюрной и монументальной живописи этого времени, где особенно выделяется ансамбль фресок церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп в Пуату. Энергичной стилизацией, "варварской" пышностью декора отличались ювелирные изделия, лиможская эмаль, ткани и вышивки этого периода (ковёр из Байё, конец XI - начало XII вв., Музей, Байё).
В середине XII в. в городах Северной Франции зародилась готика. Разрастались, укреплялись и перестраивались старые города, новые обычно возводились на регулярной основе, имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главных площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением стал собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двубашенным западным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени; соборы в Сансе, около 1140, в Париже, в Шартре) сохранили некоторую массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиционных линий фасадов, тяжёлые двупролётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декоративных деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце XIII-XIV вв. в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривлённые линии так называемого пламенеющего стиля (церковь Сен-Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390-1420). В XV в. возник тип богатого городского дома-отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-51)
В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы "Посещение Марией Елизаветы" на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, XIV-XV вв.). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве братьев Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения декоративно-прикладного искусства: мелкая пластика, эмали, шпалеры, резная мебель. Стиль французского Возрождения проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королевского и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-98), Район (1501-10), отель Буртерульд и Бюро финансов в Руане. Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы - Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальными произведениями стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-29; Шенонсо, 1515-22; Шамбор, начат в 1519). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо. Жемчужиной зрелого Возрождения во Франции стало здание нового Лувра (1546-74, архитектор Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искусстве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион. Активной стилистической компонентой стал итальянский маньеризм, особенно заметный в творчестве мастеров первой и второй школ Фонтенбло. В скульптуре гуманистический идеал Возрождения воплощён в светлых и жизнерадостных образах Гужона, сумевшего проникнуть в античную подоснову итальянского ренессансного искусства и соединить её с национальной традицией. Противоречия Позднего Возрождения, усиление драматического начала проявились в работах Ж. Пилона.
В XVII в., с укреплением абсолютизма, перед искусством была поставлена задача возвеличивания личности и власти монарха. Усилилась государственная регламентация художественной жизни. Были созданы Королевские академии живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Был выработан так называемый большой стиль абсолютной монархии, сочетавший строгую рациональную логику, композиционную сдержанность и уравновешенность классицизма с пространственным размахом. Архитектура классицизма XVII в. развивалась в связи со строительством городских и загородных ансамблей, резиденций короля и знати, особняков буржуазии. Париж украсился геометрически правильными, едиными по стилю площадями: Дофина (1607), Вогезов (1606-12), Побед (1685-86), Вандомской (1685-1701; две последние - архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). Были построены строго регулярные по композиции дворцы (Пале-Руаяль, 1629-36, архитектор Ж. Лемерсье; строго классицистический восточный фасад Лувра, архитектор К. Перро, 1667-74), общественные сооружения, триумфальные арки, мосты. Изменили свой облик и загородные замки, превратившиеся в комплексы дворцовых и служебных зданий с регулярными "французскими" парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный дворцово-парковый ансамбль Версаля). Во главе официальной живописи стоял С. Вуэ, эклектически сочетавший элементы римского барокко, академизма болонской школы и маньеризма школы Фонтенбло. Этому направлению противостояли так называемые живописцы реальности, стремившиеся к изображению повседневного быта человека, создававшие подчёркнуто простонародные образы, проникнутые высоким представлением о достоинстве простого человека (Валантен, Ж. де Латур, братья Ленен). Ж. Калло создавал офорты, в которых острота социальных наблюдений соединена с элементами фантастического гротеска. Ведущую роль в живописи второй трети XVII в. играл классицизм. Глава этого направления Н. Пуссен создавал мифологические и исторические композиции, пейзажи, проникнутые идеалом свободного человека, живущего в счастливом единении с управляемой разумными законами природой. Идеальные образы природы переданы в наполненных светом пейзажах К. Лоррена. С середины XVII в. законодателем "большого стиля" стал Ш. Лебрён, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Во второй половине XVII в. сложился новый тип репрезентативного портрета, в котором модель окружалась ореолом пышности и блеска (Г. Риго, Н. Ларжильер), оказавший большое влияние на развитие европейского портрета. В скульптуре господствовали классицистические тенденции (Ф. Жирардон, А. Куазевокс), а также черты драматической патетики (П. Пюже). Богатством и парадностью были отмечены также изделия декоративно- прикладного искусства (инкрустированная мебель А. Ш. Буля, шпалеры, ювелирные изделия). В XVIII в. в архитектуре важное место отводилось строительству дворянских и буржуазных особняков с изысканными интерьерами в стиле рококо (отель Субиз в Париже). В градостроительной практике развивались принципы парадной планировки, прокладки лучевых улиц, создания анфилад площадей (ансамбль из трёх площадей в Нанси, архитектор Эре де Корни). Направление просветительского классицизма, сложившееся во второй половине XVIII в., требовало от построек трезвой архитектурной логики, простоты и естественности художественного образа. Строились уютные особняки, церкви (Сент-Женевьев, ныне Пантеон, в Париже, архитектор Ж. Ж. Суфло), дворцы (Малый Трианон в Версале, архитектор Ж. А. Габриель). В изобразительном искусстве характерные традиции искусства XVIII в. определились в произведениях А. Ватто, открывшего особую сферу тончайших эмоциональных оттенков, созвучных лирике пейзажа и музыкальности композиционных ритмов и колорита. Декоративная изысканность его произведений отчасти послужила основой для рококо (как стилевого направления), сложившегося с 1720-30-х гг. В работах Ф. Буше, К. Ванлоо, Н. Лайкре выразились свойственные рококо гедонистическое восприятие мира, кокетливость и жеманность, декоративная изысканность, нарядная красочность. В скульптуре первой половины XVIII в. наряду с традициями монументальной дворцовой школы Версаля (Г. Кусту, Э. Бушардон) расцвела рокайльная декоративная пластика (Ж. Б. Лемуан и др.). Демократические взгляды воплотились в лирически-эмоциональных и ясных по образному строю произведениях "живописца третьего сословия" Ж. Б. С. Шардена, аналитически точных портретах М. К. Латура, лирических образах Ж. Б. Перроно. В середине XVIII в. выдвинутое просветителями требование общественной активности искусства как средства воспитания нравов привело не только к коренному видоизменению классицистических идеалов, но и к появлению сентиментально- нравоучительного направления (Ж. Б. Грёз). Возросший интерес к природе стимулировал развитие пейзажной живописи (Ж. Берне, Ю. Ребер, отчасти Ж. О. Фрагонар). Главная линия художественного развития второй половины XVIII в. была обусловлена распространением идей классицизма (Ж. М. Вьен в живописи, отчасти Ж. Б. Пигаль и Э. М. Фальконе в скульптуре); особенно ярко присущий классицизму интерес к образам общественных деятелей и гражданственный пафос воплотились в суровых и мужественных, глубоко психологичных портретах скульптора Ж. А. Гудона В живописи гражданственный пафос классицизма обрёл подлинно революционное звучание в полотнах Ж. Л. Давида. В период Великой французской революции (1789-94) широко распространились политический лубок, карикатура, агитационный фарфор, художественно-архитектурное оформление массовых революционных праздников. В конце XVIII в. были предприняты утопические попытки создать новую архитектуру, основанную на стремлении к геометризации и функциональности форм, сознательном нарушении классических пропорций (проекты Э. Л. Булле, К. Н. Леду, Ж. Ж. Лекё). При Наполеоне I искусство было поставлено на службу официальной идеологии, прославлявшей личность и деяния императора. Общественные сооружения наполеоновской империи носили парадный, триумфальный характер. В это время развился стиль ампир. Были созданы церкви в виде древнегреческих храмов, триумфальные арки (на площади Звезды, ныне Ш. де Голля, в Париже, 1806-37, архитектор Ш. Ф. Шальгрен; Вандомская колонна на одноимённой площади в Париже, 1806-10). В середине XIX в. в Париже проводились крупные градостроительные работы (преимущественно под руководством префекта департамента Сены Ж. Э. Османа). Были снесены многие старые кварталы (в том числе и многочисленные памятники архитектуры), город застраивался 6-7-этажными доходными домами. Во второй половине XIX в. возобладал эклектизм, в рамках которого возникло и новое, рационалистическое понимание архитектурных конструкций (Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лабруст). Появились новые типы общественных и технических сооружений - крытые рынки, универсальные магазины, пассажи, вокзалы и т. п. (библиотека Сент-Женевьев, 1843-50, и Национальная библиотека, 1861-69, в Париже, - обе архитектор Лабруст; Эйфелева башня, 1889, там же, инженер А. Г. Эйфель). Образцом архитектуры стиля "модерн" стали станции Парижского метро (около 1900, архитектор Э. Гимар). В изобразительном искусстве начала XIX в. классицизм, утративший былой революционный пафос, выродился в салонно-академический стиль, опиравшийся на устаревшие догмы классицизма (П. Н. Герен, Ф. Жерар); ему противостоял оказавший огромное влияние на искусство первой половины XIX в. романтизм, сложившийся в борьбе с поздними эпигонами классицизма, который отчасти предвосхищал в своих произведениях, посвящённых наполеоновской (в основном идеализировавших личность императора) эпохе, А. Гро. Расцвет романтизма, связанный с обращением к сюжетам современной истории и обновлением живописного языка, выразился в произведениях Т. Жерико и Э. Делакруа; особую линию в романтическом искусстве составляло основанное на продолжении классицистических традиций творчество Ж. О. Д. Энгра. В скульптуре принципы романтизма наиболее ярко были воплощены Ф. Рюдом, П. Ж. Давидом д'Анже, А. Бари.
Дальнейшее размежевание направлений произошло к концу 1830-х гг. Развилось ложноклассическое салонное искусство (Т. Кутюр и др.). У О. Берне, П. Делароша, Э. Месонье преобладали поверхностно-романтические эффекты и мелодраматические исторические картины. В эти же годы развивалось социально-критическое направление (О. Домье, отчасти П. Гаварни), достигла расцвета пейзажная живопись, особенно в творчестве мастеров барбизонской школы и К. Коро, обратившихся к изображению неприхотливых мотивов родной природы. Мощное демократизирующее воздействие на всю духовную жизнь Франции оказала Революция 1848, явившаяся творческим стимулом для крупнейших представителей критического реализма - Домье, город Курбе и Ж. Ф. Милле. Сущность их творчества определили симпатии к повседневному тяжёлому бытию людей труда, поэзия правды.
После бонапартистского переворота 1851, в условиях наступления сил реакции, демократическое искусство во многом потеряло свою боевую социальную ангажированность. В 1860-х гг. в центре художественной жизни оказались реалистические искания Э. Мане, переосмыслившего композиционные и живописные приемы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни, обратившегося к современной тематике, нередко сообщавшего ей острополитическую направленность. Мане стал одним из создателей нового течения - импрессионизма, утверждавшего новый метод видения мира, основанный на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении вечно изменчивого мира природы (О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне и др.). В скульптуре самой яркой фигурой последней четверти XIX в. стал О. Роден, противопоставивший абстрактности академизма героику, драматизм, напряжённый психологизм образов, свободный живописный стиль лепки. Основные направления в искусстве конца XIX - начале XX вв. получили условное собирательное обозначение постимпрессионизма. Представители неоимпрессионизма (Ж. Сера, П. Синьяк) приложили к искусству современные открытия в области оптики. В творчестве крупнейших мастеров постимпрессионизма отразились мучительные, противоречивые поиски устойчивых идейно-нравственных ценностей, стремление найти новые выразительные средства. Таковы страстные, проникнутые горячей любовью к человеку труда полотна В. ван Гога, внутренне сосредоточенные монументальные картины П. Сезанна, плоскостно-декоративные символические таитянские идиллии П. Гогена, острые сцены парижского быта А. де Тулуз-Лотрека. Развивались также различные направления символизма (Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, М. Дени), повлиявшие на сложение стиля "модерн" (группа "Наби"). В конце XIX в. в связи с усилением борьбы рабочего класса и демократических сил вновь разгорается борьба против официального мещански-пошлого салонного искусства. Создаётся "Салон независимых" (1884), где выставляются многие отвергнутые официальным Салоном художники, в условиях бурного развития социалистического движения зарождается социалистическая культура, создаётся "Общество социалистического искусства" (1884-89), переживает расцвет тиражная политическая графика, появляется плакат (Тулуз-Лотрек, Ж. Шере, Т. Стейнлен), развивается политическая карикатура (Ж. Л. Форен).
Французская архитектура XX в. (наряду с неоклассическими тенденциями 20-30-х гг.) связана с развитием идей, упорядочивающих городское строительство (Т. Гарнье), осмыслением новых строительных конструкций (О. Перре); главные черты новой архитектуры - функциональная и конструктивная обусловленность форм бетона, стекла, стали - были в 20-30-х гг. сформулированы в теоретических работах и выражены в постройках Ле Корбюзье. В середине 50-х гг. развернулось жилищное строительство по принципу создания свободно скомпонованных жилых массивов и башенных домов в городах (Мурене в департаменте Атлантические Пиренеи, 1958-60, архитектор Р. Кулон и др.), промышленных посёлках и на периферии крупнейших центров. Большое значение имело возведение общественных зданий, в разнообразной по типу и облику архитектуре которых используются лёгкие алюминиевые и стальные конструкции, навесные панели, своды и оболочки двоякой кривизны. В 60-х - начале 80-х гг. строительство особенно широко развернулось в Париже и его пригородах. Наиболее значительный из новых парижских комплексов - деловой центр Дефанс (с 1964), включающий около тридцати конторских башен в 30 и 45 этажей, где широко применены цветное стекло, гранит и прочие материалы. Архитектурные образные средства дополняются графическими и живописными. В проектировании городской среды участвуют не только архитекторы, но и живописцы, графики, скульпторы, дендрологи, дизайнеры, мастера ландшафтной архитектуры. Наиболее значительные сооружения - Национальный центр промышленности и техники (1958, архитекторы Р. Камело, Б. Зерфюсс, Ж. де Майи), здание ЮНЕСКО (1953-57, архитекторы М. Л. Брейер, Зерфюсс, инженер П. Л. Нерви), Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду (1977, архитекторы Р. Пиано, Э. Роджерс и др.) - все в Париже.
XX в. - один из самых сложных и многоликих периодов в истории французского искусства. Для него характерны быстрая смена новых, а также сосуществование различных, часто диаметрально противоположных по своим идейно-художественным установкам художественных направлений в искусстве одного и того же периода. Около 1905 возник фовизм во главе с А. Матиссом, в 1907 - кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак и др.), после первой мировой войны 1914-18 - сюрреализм, а после 1945 распространились различные направления абстрактного искусства (А. Манесье, П. Сулаж и др.), возникли оп-арт (В. Вазарели), поп-арт, кинетическое искусство. На фоне идейной хаотичности авангардистских течений в искусстве Франции отчётливо выделяется прогрессивно- демократическое направление, порой (особенно в политической тиражной графике) принимающее открыто ангажированный характер. Многие мастера (Э. Пиньон, М. Громер, Ж. Люрса) ещё в 20-30-х гг. непосредственно участвовали в коммунистическом и рабочем движении, активно сотрудничали в революционной прессе. Плодотворно развивались плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.), графика (циклы Ж. Эффеля и др.). В 40-50-х гг. искусство Франции всё чаще обращалось к реализму, насыщенным конкретным социальным содержанием образам (представители неореализма А. Фужерон, Б. Таслицкий и другие). Пафосом политической ангажированности, непосредственной связи художественного творчества с политической действительностью проникалось творчество Пикассо. В Париже работали многие художники-иностранцы, составившие так называемую парижскую школу (А. Модильяни, Ж. Пасхин, X. Сутин, М. Шагал и др.). Творчество крупнейших французских мастеров связано с гуманистическими идеалами, верой в ценность человеческого бытия. Традиции гуманистического искусства сильны в скульптуре Франции (героико-драматические образы монументальных произведений Э. А. Бурделя, гармонически уравновешенные скульптуры А. Майоля, портреты Ш. Деспьо, социально заострённые произведения Ж. Саландра. полные гуманистического пафоса памятники Ф. Сальмон). В XX в. Франция сохраняет своё значение как один из ведущих центров художественной промышленности (одежда, мебель, шпалеры, металл, стекло, керамика и т. д.).
Лит.: ИСиНМ. т. 5. М., 1981; ВИИ, т. 1-2 (книга 1), 3-6 (книга 1), М., 1956-65; ВИА, т. 4-5, 7, 10-11, Л.-М., 1966-73; Н. Н. Калитина, Французская пейзажная живопись. 1870-1970, Л.. 1972; Н. А. Лившиц, Французское искусство XV-XVIII вв. Очерки. Л., 1967; Ю. К. Золотов, Французский портрет XVIII в., М., 1968; Е. Кожина, Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820-х гг., Л., 1969; ее же, Искусство Франции XVIII в., Л., 1971; О. А. Лясковская, Французская готика XII-XIV вв., М., 1973; Н. Б. Петрусевич, Искусство Франции XV-XVI вв., Л., 1973; Н. К. Соловьев, В. С. Турчин, В. М. Фирсанов, Современная архитектура Франции, М., 1981; Hautecoeur L., Histoire de l'architecture classique en France, v. 1-7, P., 1943-57; Blunt A., Art and architecture in France, 1500 to 1700, Harmondswortn. 1957; Francastel P., Francastel G., Tisne P., Histoire de la peinture franзaise, v. 1-2, P. - N. Y., [1955]; Basdevant D., Gassiot-Talabot G., Gaillard M., L'architecture franзaise des origines а nos jours, P., 1971; Paris - Moscou. [Catalogue], P., 1979.