Оформительское искусство
- Просмотров: 32279
Оформительское искусство
Оформительское искусство, область декоративного искусства; временное художественное оформление домов, улиц, площадей, производственных территорий, садов и парков в дни общественных празднеств, а также оформление витрин, демонстраций и праздничных шествий, спортивных выступлений, парадов, различного рода экспозиций и выставок. Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на участника или зрителя. Взаимодействуя с городской, спортивной, выставочной и т. п. архитектурой, оформительское искусство, в отличие от нее, обычно заключает в себе программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание. Оформительское искусство родственно театрально-декорационному искусству; но если в традиционном театре декорации, оформляющие единовременное действие на сценической площадке, воспринимаются извне, из одной точки зрительного зала, то оформительское искусство зритель обычно воспринимает, находясь внутри многопланового пространства (например, выставки), или же сам становится участником художественно оформленного действия, развивающегося во времени и пространстве (колонны демонстрации, народные гулянья и др.). Если монументальное искусство отражает дух и господствующие идеи эпохи в обобщённых, статичных, в значительной степени непреходящих художественных образах, рассчитанных на длительное и многократное восприятие, и использует "вечные" материалы (камень, металл, смальта и т. д.), то оформительское искусство, призванное быстро, публицистически остро откликаться на события сегодняшнего дня и украшать массовые празднества со всей их живой динамичностью, предполагает относительно беглый и преимущественно одноразовый осмотр. Поэтому в целях усиления своего воздействия на зрителя оформительское искусство прибегает к плакатному лаконизму образов, использует лёгкие и мобильные материалы и конструкции, острые пространственные и цветовые решения, сложные художественные эффекты (сочетание различных видов искусства, материалов, осветительных приёмов и т. д.). Произведения оформительского искусства в сочетании с архитектурой могут играть как подчинённую (включаясь в формы и ритмы архитектуры или подчёркивая её контуры или детали), так и самостоятельную роль, создавая пространственные композиции и декоративные решения в художественно-нейтральных внутренних объёмах (например, оформление выставочных павильонов).
Истоки оформительского искусства лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т. п., в древнегреческих процессиях, связанных с общественными событиями и военными победами, древнеримских триумфах. Театрализованное оформление средневековых массовых действ - религиозных процессий, карнавалов - часто становилось ярким проявлением народного художественного творчества. Если в средние века эстетическое единство произведений оформительского искусства складывалось более или менее стихийно, нося характер массовой импровизации, то с эпохи Возрождения усилилась организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчинявшего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области оформительского искусства работали такие крупные мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, П. Леско, Ж. Гужон, И. Джонс, П. П. Рубенс и др.). В XV-XVIII вв. оформительское искусство развивалось в рамках ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма и нередко являлось составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (гирлянды, декоративные арки колонны, драпировки, костюмированные композиции и сцены). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода часто прославляли с помощью эмблем и аллегорий отдельные исторические события, личность монархов, создавая яркие жизнеутверждающие, проникнутые праздничным светским духом образы. В церемониях Великой французской революции 1789-94, в оформлении которых принимал участие Ж. Л. Давид, и празднествах Парижской Коммуны 1871, в подготовке которых участвовал Г. Курбе, оформительское искусство выступало как средство наглядной политической агитации, обращённой к народным массам. В нём важную роль играли аллегория, социальная сатира и гротеск. В конце XIX-XX вв. возрастает роль технических средств в оформительском искусстве, всё чаще применяются аудиовизуальные методы воздействия на зрителя (например, киноискусство), фотография и фотомонтаж, светокинетические конструкции. Важное место в современном оформительском искусстве занимает работа по усовершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции, изучаются закономерности их восприятия зрителем. В тесной связи с проблемами музееведения мастера оформительского искусства стремятся активизировать зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные и ценные экспонаты и самые существенные черты произведения, находя наиболее удачные сочетания экспонатов (в том числе различных видов искусства; например, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства). Оформительское искусство капиталистических стран, с конца XIX в. всё чаще применяемое для коммерческой рекламы и официальной пропаганды достижений капиталистической промышленности (цветовая реклама, иллюминация, панно, плакаты, мобили, специально оформленные витрины, образцы промышленных изделий), нередко в чрезмерном изобилии "обрушивается" на зрителя, подавляя и ошеломляя его своей "кричащей" роскошью. Причём оно часто насыщается анти- художественными штампами так называемой массовой культуры, а порой и воинственно бесчеловечным милитаристским духом. Вместе с тем многие крупные зарубежные мастера добиваются оригинальных художественных решений, главным образом на национальных выставочных павильонах Всемирных выставок (А. Аалто в Финляндии, Тангэ Кэндзо в Японии). Оформительское искусство в социалистических странах служит целям утверждения социализма, пропаганде его завоеваний и прогрессивных общественных идеалов, борьбе за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами.
Советское оформительское искусство возникло в первые дни Октябрьской революции 1917. Для него характерны поиски форм, которые могли бы утверждать пафос героического революционного подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-историческое, значение и смысл происходящих событий. Оформительское искусство 1918-20-х гг. объединяло усилия многих мастеров различных творческих направлений, стоящих на позициях социализма, и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистической культуры. Для оформительского искусства этой эпохи, тесно связанного с агитационно-массовым искусством и ленинским планом монументальной пропаганды (оформление отдельных кварталов города, шествий в дни революционных празднеств, убранство агитпоездов, трамваев, пароходов), были характерны выразительные объёмные пространственные построения, проникнутые динамикой конструктивных ритмов (Н. И. Альтман, В. Е. Татлин, Л. В. Руднев, братья В. А. и Г. А. Стенберги и другие), более спокойные, традиционные архитектурно- пространственные и декоративные решения оформления площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно и плакаты, нередко использующие традиции народного лубка (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин и др.). С ростом экономической мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, в том числе международных, пропагандирующих достижения социалистического строя. В нём принимали участие и крупные мастера (Л. М. Лисицкий, В. И. Мухина, Б. М. Иофан, Н. П. Прусаков, Н. М. Суетин, Р. Р. Клике и др.). Художники М. Ф. Ладур, Я. Д. Ромас, братья Стенберги участвовали в оформлении парадов и демонстраций на Красной площади в Москве.
Мастера советского оформительского искусства (К. И. Рождественский, Е. А. Розенблюм и др.), широко используя возможности и средства всех искусств, а также достижения современной техники, стремятся создать идейно насыщенные и ярко эмоциональные образы, нередко используют символические решения, ведут поиски художественно-эстетического оформления городов и сёл, разрабатывают новые методы музейной и выставочной экспозиции, новые формы наглядной агитации.
Лит.: Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М., [1965]; К. Рождественский, Ансамбль и экспозиция, Л., 1970; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; О. Немиро, В город пришел праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств, Л., 1973.