Ткани
- Просмотров: 27648
Ткани, ткацкие изделия (выполненные на ручном или механических станках), отличающиеся художественностью орнамен- тации, красотой расцветки, высоким мастерством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация тканей, строящаяся обычно по принципу ритмических повторов мотива (раппорта), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Ковёр, Набойка), а также вышивкой. Все три способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и технических возможностями производства; узоры тканей отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ.
Ткани Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тысячелетия до н. э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времён славились китайские, главным образом шёлковые и "золотные" (с металлической нитью) ткани, известные с конца 2-го тысячелетия до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей V-III вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в XVI в. и особенно в XVII в. в Китае шёлковая камка-китайка (русское название), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т. д. Орнамент китайских тканей - геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским тканям близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тысячелетия до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани; сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (III-VII вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т. д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В XV-XVII вв. высоко ценились иранские шёлковые и "золотные" ткани - так называемые объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т. д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (IV-VII вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских тканей испытала воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т. д. В арабских странах выделывались шёлковые и "золотные" ткани, узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) XV-XVIII вв., обычно с крупным узором из "опахал", полумесяцев, цветов гвоздики и др.
С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета - XVI в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким растительным узором (мавританское влияние), разнообразные "золотные" ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские ткани приобрели известность с XIV в.; расцвет их производства приходится на XVI-XVII вв. Наиболее известны: венецианская камка с "чешуйчатым" и мелким растительным ("мелкотравчатым") узором, различные бархаты (шёлковая основа и уток) - орнамент геральдический и растительный, реже - изображения зверей. Из "золотных" итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название - аксамит). С XVII в. с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в XVIII в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей - реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены.
Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян X-XI вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей XII в. (узор - переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные ткани (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В XVI-XVII вв. славились русские льняные, а в XVIII в. - шёлковые ткани: выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий - букеты роз и других цветов, трактованных реалистически). В начале XIX в. развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых тканей (особенно парчи); в 30-40-х гг. XIX в. активное развитие получило ситценабивное дело.
В XX в. с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.
В 20-х гг. в СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков (советская эмблематика, композиции на производственные темы). В 30-х гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, ткани не только лучшими по техническому качеству, но и многообразными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам В. К. Склярова, М. В. Хвостенко и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент. К середине 30-х гг. возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 50-х гг. мастера советских тканей (Н. В. Кирсанова, Е. Я. Шумяцкая, Н. М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов, Н. И. Фёдоров и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента. Развивается производство шёлковых набивных тканей (комбинат "Красная Роза", Москва), ситцев (Ивановская область); распространено льняное ткачество (Смоленская область). Традиции ручного ткачества продолжают мастера народных художественных промыслов (Украина, Белоруссия, республики Советской Прибалтики и другие).
Лит.: Ф. С. Рогинская, Советский текстиль, М., 1930; Н. Н. Соболев, Очерки по истории украшения тканей, [М.-Л.], 1934; Русское декоративное искусство, т. 1-3, М., 1962-65; С. И. Руденко, Древнейшие в мире художественные ковры и ткани, М., 1968; И. Ю. Бирюкова, Западноевропейские набивные ткани XVI-XVIII в. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1973; К. А. Макаров, Советское декоративное искусство. [Альбом], М., 1974; В. Я. Берсенева, Н. В. Романова, Вопросы орнаментации ткани, М., 1977; В. Н. Козлов, Основы художественного оформления текстильных изделий, М., 1981; Weibel A. S., Two thousand years of textiles, N. Y., 1952; Pavon M., Forme e tecniche nell'arte tessile, [Treviso, 1972].