Фаянс
- Просмотров: 26690
Фаянс (франц. faпence, от названия итальянского города Faenza - Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные изделия были известны в Древнем Египте. Разнообразные виды фаянса производили с IV-V вв. в Китае (в VII-XIII вв. - с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее - в Корее (XI-XIII вв.), Японии (с XVI в. славился фаянс мастерских Сацума). В мусульманских странах с XII в. получила распространение мелкопористая фарфоровидная масса (среднеазиатское название "кашин"), изобретённая, видимо, в Иране в X-XI или XI-XII вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравировкой и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе, Мишеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями (минаи, XII-XIII вв.) или люстром (конец XI - начало XIV вв.) по опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазури (центры - Рей, Катан, Саве и др.), а также сефевидские (XVI-XVII вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман, Кашан и др.). Иранские мастера способствовали расцвету в XVI-XVIII вв. производства фаянса в Турции (облицовочные панно, тарелки, вазы с пышным многоцветным растительным декором). В Европе собственно фаянс начали выделывать около 1525-65 в Сен-Поршере во Франции. Близки фаянсу были произведения Б. Палисси (XVI в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет - около 1680-1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг.; Дж. Уэджвуд, конец XVIII в.) усовершенствовали фаянс, прочно ввели его в практику. В XVIII-XX вв. высокого качества фаянс производили в Великобритании, Франции, Германии, России. Определились характерные для фаянса черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщённость форм, разнообразие способов декорировки, цветовой палитры, видов глазурей. Русские заводы (в Межигорье под Киевом, с 1799; А. Я. Ауэрбаха в селе Домкино, с 1809, с 1839 в селе Кузнецово Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод имени М. И. Калинина, и др.) производили разнообразный фаянс: белый, опак ("непрозрачный фарфор") с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др. Грубый фаянс, так называемый полуфаянс (преимущественно с синей росписью), и "бронзовый товар" (полуфаянс с росписью золотистым люстром) выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика); там же на ряде заводов в XIX в. производили тонкий фаянс Основной центр производства советского художественного фаянса - завод имени М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М. Гуревич и другие).
Лит.: А. Н. Кубе, История фаянса, Берлин-П.-М., 1923; А. Лукас, Материалы и ремесленные производства Древнего Египта, перевод с английского, М., 1958; А. Б. Салтыков, Русская керамика, М., 1952; Е. Бубнова, Старый русский фаянс, М., 1973; Ю. Миллер, Художественная керамика Турции, [Л., 1972]; Р. А. Ксенофонтова, Японское традиционное гончарство XIX -первой половины XX в., М., 1980; Fйhйrvari G., Islamic pottery, L, 1973.