Венгрия
- Просмотров: 30471
Венгрия, государство в Центральной Европе
Венгрия (Magyarorszбg), Венгерская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Европе. На территории Венгрии сохранились неолитическая керамика и скульптура, памятники искусства скифов и кельтов, остатки римских поселений (Аквинк, ныне в черте Будапешта) с произведениями древнеримского искусства, ювелирные изделия гуннов и аваров, следы поселений древних славян. Венгры, появившиеся здесь в IX в., принесли с собой традиции художественной обработки металла. К X-XI вв. относятся "нижние храмы" в Фельдебрё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах, к XI - началу XIII вв. - романские (см. Романский стиль) базилики с мощными западными башнями и перспективными порталами, нередко с богатой скульптурной резьбой (в Яке, Пече, Жамбеке). Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготическими веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме (XII в.). В ряде памятников изобразительного искусства XI в. сказываются влияния Византии (резной каменный саркофаг короля Иштвана I; фрагменты фресок в "нижнем храме" в Фельдебрё). К XII в. относится расцвет скульптурной мастерской г. Печ (рельефы церкви в Пече). Декоративное искусство XI-XII вв. представлено изделиями из металла, эмалями, тканями. В конце XIII-XV вв. сооружаются готические (см. Готика) церкви (в Шопроне, Пеште и др.) и замки с высокими стенами и башнями, как регулярные (Диошдьёр), так и нерегулярные в плане (Вишеград). Станковая живопись конца XIV - начала XV вв. примыкает к среднеевропейскому кругу. В скульптуре выделяются бронзовые статуи братьев Мартина и Дьёрдя Коложвари (вторая половина XIV в.).
Высокого расцвета достигло искусство Венгрии во второй половине XV в. при короле Матьяше Хуньяди (Корвине). Привлечение в Венгрию итальянских архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. В Буде и Вишеграде были сооружены королевские резиденции с галереями, лоджиями, внутренними дворами, террасами, украшенные статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковными постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, 1506-07; просторные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Ренессансные тенденции проявились полнее в скульптуре (так называемых Мадонна Батори и др.). В живописи сохранялись связи с позднеготическими традициями [работы Мастера "M.S." (см. также Словакия), близкие дунайской школе. Высокого уровня достигло искусство книги (рукописи с нарядным ренессансным орнаментом из библиотеки Корвина). Декоративное искусство Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Турецкое нашествие (1526) прервало и надолго задержало развитие венгерской культуры. Многие города и памятники были разрушены. После перехода Венгрии во владения Габсбургов (XVI в.) в искусстве с конца XVII в. утверждаются австрийские влияния и стиль барокко. Строятся главным образом дворцы и церкви (дворец в Рацкеве; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В начале XVIII в., в период подъёма национально-освободительного движения, живописец А. Маньоки положил начало развитию венгерского портретного искусства. В середине XVIII в. архитектура барокко в Венгрии переживает расцвет, обретая своеобразные, более интимные и сдержанные формы. В творчестве архитектора Я. Фельнера намечается переход к классицизму. В барочной живописи выделяются работы австрийца Ф. А. Маульберча.
С начала XIX в. с развитием промышленности в городах начинается широкое строительство. В архитектуре и скульптуре Венгрии первой половины XIX в. преобладал классицизм (Национальный музей в Пеште, 1837-47, архитектор М. Поллак; портреты и статуи скульптора И. Ференци). В живописи 30-40-х гг. классицистические черты сочетались с тенденциями романтизма и бидермейера (пейзажи К. Марко Старшего, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша, портреты Й. Боршоша). После революции 1848 появляется историческая живопись, пронизанная национально-освободительными идеями и героико-романтическим пафосом (полотна В. Мадараса и др.). Стремление отразить черты национального характера свойственно статуэткам крестьян работы М. Ижо. В развитии венгерской графики XIX в. важную роль сыграло творчество М. Зичи. Романтическое движение в архитектуре отразило творчество Ф. Фесля, сочетавшего восточные и византийские мотивы. С конца 60-х гг. ведущую роль играла реалистическая жанровая живопись, откликавшаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венгерского живописца XIX в. М. Мункачи свойственны яркая социально-критическая направленность, демократизм и реализм образов, жанрово-психологическая, драматическая трактовка сюжетов. Этому направлению следовали живописцы Ш. Бихари и И. Ревес. Реалистические искания проявились и в пейзаже [близкие живописи барбизонской школы работы Л. Паала; произведения Л. Меднянского, пленэрные (см. Пленэр) жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше]. В конце XIX в. складываются характерные черты архитектурного облика Будапешта - широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904; оперный театр, 1875-84, архитектор М. Ибль). На рубеже XIX и XX вв. появляются постройки в стиле "модерн" (Музей прикладного искусства в Будапеште, 1896, архитектор Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта воздвигаются монументы в необарочном и академическом духе (ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, 1894-1929). Демократические национальные традиции продолжали в 1900-10-х гг. художники группы Надьбаньи, использовавшие приёмы пленэрной живописи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Торма и др.), и мастера альфёльдской школы, опиравшиеся на наследие Мункачи (Я. Торняи, Й. Коста, И. Надь и др.). Глубокое внимание к человеку из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднянского. Острота социального видения присуща портретисту и жанристу Й. Риплю-Ронаи, близкому к французской группе "Наби". Красочные примитивистские композиции, проникнутые атмосферой таинственной сказочности, создавал Т. Костка-Чонтвари. Художники авангардистской (см. Авангардизм) группы "Восемь" (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень) в поисках эмоциональной остроты и действенности искусства обращались к средствам экспрессионизма. В 1915-16 начала свою деятельность группа художников- антимилитаристов - так называемых венгерских активистов (Б. Уитц, Ш. Бортник, Й. Немеш-Ламперт и др.). Мастера обеих групп в период Венгерской советской республики (1919) участвовали в оформлении народных празднеств, создавали революционные плакаты. Советская республика укрепила связи художников с демократическими массами. После установления в Венгрии фашистской диктатуры многие художники работали в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Л. Мохой-Надь и др.). Оставшийся в Венгрии живописец и график Д. Деркович, отразивший в своих произведениях классовые противоречия эпохи, подвергался преследованиям. Традиции социально заострённого искусства развивали живописец И. Деши-Хубер, скульптор Л. Месарош и др., а также "Группа социалистических художников" (созданная в 1934; А. Э. Феньё, А. Шугар и др.). Официально господствующими направлениями в искусстве были натурализм, академизм и необарокко. На развитие прогрессивного, рационалистического направления в архитектуре оказали влияние постройки Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьешши и Б. Ференци, отличавшиеся реалистической обобщённостью форм и свободой лепки, в живописи - изысканно-красочные, порой гротескные полотна на крестьянские темы В. Аба-Новака, пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Сёньи и др.
После установления в Венгрии народно-демократического строя получили дальнейшее развитие традиции национальной демократической культуры. Для современной архитектуры Венгрии характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, использование каркасно-панельных конструкций, широкое применение фресок, мозаик, росписей, сграффито и др. Среди лучших построек - Народный стадион (1948-53), мост "Эржебет" (1955-65), гостиница "Дуна Интерконтиненталь" (1969) - все в Будапеште; дворец спорта в Мишкольце (1970), театр в Дьёре (1978), промышленные здания в Ньиредьхазе и др., гостиницы в Дебрецене, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Новые города (Дунауйварош и др.) и районы имеют рациональную, свободную планировку; в городской застройке используется скульптура малых форм. Современные постройки удачно сочетаются с историческими ансамблями. Ведётся реконструкция Будапешта и других городов, благоустройство старых и строительство новых районов (Аттила Йожеф, Келенфельди, Уйпалота - в Будапеште). С начала 1970-х гг. введены в действие новые линии метрополитена, построенные при участии СССР.
В развитии изобразительного искусства Венгрии важную роль сыграли мастера-реалисты старшего поколения (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Меддьешши, Ж. Кишфалуди-Штробль, П. Пацан, Ш. Микуш, Б. Ференци). С конца 1940-х гг. получила распространение станковая и монументальная живопись на историко-революционные темы и темы социалистического строительства. Были созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского на металлургическом комбинате г. Дунауйварош, 1955). Искусству 60-х гг. свойственно многообразие исканий при общем стремлении к созданию произведениях, близких народу. Обобщение реальных впечатлений характерно для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких ей мастеров (И. Д. Куруц, Й. Немет, Я. Сурчик и др.). Их работам на темы жизни современной деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. В искусстве конца 60-х - начале 70-х гг. усилился интерес к абстрактным и усложнённым экспрессивным решениям (живопись Ф. Мартина, Т. Дураи, Ф. Салаи, Й. Барчаи, скульптура Й. Шомодьи, греческого политического эмигранта А. Макриса, Т. Вильта; живопись и графика Б. Кондора, А. Вюрца), иногда отмеченным чертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша, скульптура И. Варги, графика А. Гроша, Д. Хинца). В 60-80-х гг. большие успехи достигнуты в станковой и монументальной скульптуре, проникнутой гуманистическим жизнеутверждением или героико-драматическим пафосом (портреты, монументы на исторические и революционные темы, темы социалистического строительства скульпторов Е. Кереньи, М. Боршоша, И. Кишша, И. Варги, Й. Шомодьи, Я. Конёрчика и др.). Успешно развивается декоративно-прикладное искусство, в котором современные формы тактично сочетаются с народными традициями (керамика М. Ковач и И. Гадора, гобелены Д. Хинца, работы дизайнера Л. Финты и др.).
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 3, 7, 11, 12 (кн. 2), Л.-М., 1966-77; А. Н. Тихомиров, Искусство Венгрии IX-XX вв., М., 1961; И. Е. Светлов, Современная венгерская скульптура, [М., 1968]; Kampis A., The history of art in Hungary, Bdpst. [1966]; Nйmeth L., Modern magyar mьvйszet, 2 kiad., Bdpst, 1972; A Magyarorszбgi mьvйszet tЦrtйnete, kЦt. 1-2, Bdpst, 1981.