Рябушкин Андрей Петрович
- Просмотров: 31279
Андрей Петрович Рябушкин, русский живописец
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Писал декоративно-красочные (навеянные народным творчеством) жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта ("Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии", 1880, ГТГ), а также жизни Москвы XVII в. ["Русские женщины XVII столетия в церкви", 1899, "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)", 1901, - обе в ГТГ; "Едут", 1901, ГРМ]. Оставаясь верным традициям русской живописи второй половины XIX в., убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж, Рябушкин вместе с тем нередко прибегал к декоративному обобщению форм, использовал мажорные, локальные цвета, восходящие к колориту русских стенописей XVII в. Работал также как иллюстратор.
Лит.: А. П. Рябушкин. [Альбом. Предисл. Е. Б. Муриной), М., 1961; П. К. Суздалев, Рябушкин, М., 1961; Н. В. Масалина, А. П. Рябушкин, М., 1966.
Комментарии
Андрей Рябушкин особенно любил славянскую мифологию. Он много путешествовал и изучал былины народа русского и стремился нарисовать достоверно некоторых персонажей. В 1895 году он нарисовал портрет вымышленного персонажа – Микулу Селяниновича.
В былинах новгородского цикла очень много упоминалось историй с участием этого знаменитого богатыря, любившего пахать земли. Рисуя его, автор хотел передать простоту народа и его безграничную силу.
По фольклорным рассказам у него имеется две дочери и безмерная любовь к русской земле. Одел Рябушкин героя в совершенно простую рубаху и штаны шаровары. Рисуя этого статного мужчину, художник стремился передать спокойствие всего народа.
Известно, что тягот всегда хватало, но силу духа сломить не удалось ни одному врагу.
Микула на полотне смотрит вдаль, словно осматривает просторы и убеждается, что враг не бежит из дальних холмов. На заднем плане мирно пасется лошадь, отдыхая от пашни. Это доказательство того, что русский народ живет только своим трудом. Обрабатывая поля, выращивают зерно и получают ароматный хлеб. Вот и герой не боится этой работы, он смело запрягает своего боевого коня и пашет черную землю. Возделывая ее, он чувствует умиротворение. Это явно видно на его широком лице.
В волосах героя играет легкий ветер, на макушке лежит привычная для всех мужиков того времени шапка. Рубаха немного оголяет его мощную грудную клетку, а на подоле красуется ручная вышивка. Руки сильные, способные поднять непомерную тягу земную.
Рябушкин Андрей изобразил истинного былинного героя, эта зарисовка стала обложкой к книге об известных русских богатырях. Народу понравился этот образ, который так был приближен к обычному рабочему мужику. Так выглядели народные герои, которые ничем не отличались от простых селян.
Тут стоит рассказать сразу о двух личностях. Сначала о мифическом персонаже Святогоре, а потом и про автора этого полотна Рябушкине.
Что касается Святогора, то это чисто былинный персонаж русской были вне славянских былин. Самый сильный из богатырей и самый высокий. Он богатырь-велика н и хранитель земли русской от врагов. Именно он отдал свою силу сильную другому знаменитому богатырю Илье Муромцу. Так сказать передал свой пост ему и тот стал хранить землю русскую, как это он делал.
На полотне художник не стал рисовать великана, а просто изобразил на близком расстоянии морду лошади и самого Святого на ней. И создаётся впечатление, что великан едет по земле, минуя горы, валуны. Птицы летят мимо, звери пробегают мимо и никто даже не пытается противоречить Святогору.
А данное полотно изобразил Андрей Рябушкин. Судьба так распорядилась, что дала ему всего сорок два года жизни. Но зато за эти годы он успел создать такие полотна, которые мы знаем с самого детства. Да-да, это его картины украшают учебники по истории России. Потому как он изображал исторические сюжеты.
Довольно часто в конце позапрошлого века в разных исторических журналах в Санкт-Петербург е часто статьи сопровождались его иллюстрациями, которые были просто восхитительны и наиболее точно передавали дух той или иной эпохи. Откуда такие точные знания? Он одно время проехал по всем древнерусским городам Центральной России и зарисовывал детали быта, фрески, пейзажи. Но в самом конце жизни он увлёкся русской мифологией и занялся иллюстрацией этих мифов. Вот и «Святогор» из той самой коллекции.
Страшная болезнь сгубила художника, но он до последних дней занимался своим делом – рисованием. Полотна художника хранятся сейчас в Русском музее и в Третьяковской галерее. Так что можно там увидеть его творения.
Тема исторической и бытовой живописи всегда была популярной и интересной в кругу ценителей искусства. Андрей Петрович Рябушкин – русский живописец, который своими работами передавал настроение русского народа в 17 в. Художник с 14 лет становится сиротой, и его увозят в Москву для обучения. Московское художественное училище стало для Андрея Рябушкина вторым домом.
Еще с детства наблюдалось возрождение любви творца к живописи. Поэтому после училища, Рябушкин быстро отправляется в Петербург, чтобы начать обучение в известной Академии Художеств. Все творения художника были восполнены его восприятием русского мира и народности. Деревенская тема прослеживалась в творениях, так, будто Андрей Петрович лично присутствовал в событиях былого времени. Ключевым примером стала работа «Илья Муромец» — пример воина, который защищал свои родные земли.
Богатырь изображается в полный рост, в своих латах и оружии. Величавость воина Ильи Муромца настолько выражена, что при общении со старцем возле дворянского дома, кажется богатырская мощь. Картина изображена в графическом стиле, который делает очертания фигур точными и видимыми. Былинная тематика для Рябушкина – большой цикл отважных героев.
Реальными или вымышленными были герои того времени, никто не знает. Но вся удаль, которая их освещает в живописи, убеждает в подлинности богатырских подвигов. Работа показывает, что богатырь после боя пришел к царю с пленником. Враг повержен, и значит Илья Муромец, готов идти в новый бой. Сильный конь богатыря спрятан за его широкой спиной, но зритель понимает, что это его верный помощник.
Творчество Андрея Петровича Рябушкина успешно базируется, среди творцов былинной живописи. Исторические моменты жизни народа прекрасно отражаются в художественных произведениях. Стиль графики позволяет не только делать изображения лиц человека, но и пересказывать чувственность художника, который пишет о русской жизни.
Один из самых признанных авторов русской живописной истории — А.П. Рябушкин за последнее время своей жизни, невзирая на то, что был очень сильно болен, испытывал сильное вдохновенье. За это время он написал серию прекрасных полотен, которые пополнили живописную сокровищницу мира.
Одним из них является «Воскресный день». Данное произведение поражает зрителя своей удивительной простотой. Заснеженной улицей древней Москвы грациозной и легкой походкой просто идет молодая барышня. Словно парит она над отдающим голубизной снегом. Буквально во всем ее движении ощущается неимоверная легкость, к тому же это впечатление усиливают и непринужденно покачивающаяся от движения шубка и роскошная коса на плече.
На заснеженном фоне четко вырисовывается стройная фигура девушки, которая гордо подняла голову, скромно опустила глаза, она даже не глядит по сторонам. Высокий головной убор на ней – будто корона. Бледная кожа на лице слегка покрыта румянцем, зато в ее осанке и даже в лице ощущается веселое настроение, готовое взорваться смехом. Девушка одета в малинового цвета шубку. На полотне преобладают очень сочные и яркие цвета. Даже в одежде прохожих, которые любуются красотой девушки, они четко выделяются. Но при этом совсем не нарушают внутренней гармонии на картине.
Гармоничность так же вносится и пейзажным фоном картины. Улица практически пуста, за исключением нескольких прохожих. На серебристо-сине м снегу видны многочисленные следы от полозьев саней. На заднем плане видна белокаменная церковь, укутанные снегом дома и деревья. Их статичность отлично подчеркивает легкую и устремленную походки девушки. Рябушкин смог на полотне отлично передать сам процесс ее движения. Совсем нет ощущения статичности, а ведь на переднем плане только одна девушка.