Академии художественные
- Просмотров: 32010
Академии художественные
Академии художественные, учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Ранние художественные академии, возникшие в Италии в XVI в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была основанная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила так называемого большого стиля придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции (1789-94), временно упразднившей академию. По образцу парижской в XVII-XVIII вв. созданы художественные академии при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, Берлине в 1694, Лондоне в 1768). В XIX в. основан ряд академий в провинциальных городах Европы; некоторые частные студии названы академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время художественные академии становились тормозом в развитии прогрессивного искусства; крупнейшие реалистические движения XIX в. возникли вне их и вопреки им. Ныне художественные академии в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни. Академия художеств (АХ) в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как "Академия трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в императорскую АХ - учебное заведение и правительственное учреждение, регламен- тирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII - начале XIX вв. петербургская АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине XIX в. АХ превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Развитие демократического художественного движения привело в 1863 к публичному разрыву с АХ группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Вместе с тем, благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков) и реформе АХ 1890-х гг., в результате которой к преподаванию в АХ были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.), АХ сохранила своё значение как школа профессионального мастерства. В 1918 АХ была упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 создана Всероссийская АХ (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.
Лит.: Сборник материалов для истории императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования, под ред. П. Н. Петрова, ч. 1-3, СПБ, 1864-66; С. Н. Кондаков (сост.), Юбилейный справочник императорской Академии художеств 1764-1914, ч 1-2, СПБ, [1914]; Pevsner N., Academies of art. Past and present, Camb., 1940.