Васнецов Виктор Михайлович
- Просмотров: 36052
Виктор Михайлович Васнецов, русский живописец
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В жанровых картинах 1870-х гг. (сцены уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян) с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в ГТГ). С 1880-х гг. создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, принёсшие ему широкую популярность ("После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880, "Алёнушка", 1881, "Иван-царевич на сером волке", 1889, "Богатыри", 1881-98, "Царь Иван Васильевич Грозный", 1897, - все в ГТГ). Искусство Васнецова зрелого периода, тяготеющее к монументально-декоративному характеру, к соединению разных видов творчества, иногда к символике, предвосхищает некоторые черты стиля "модерн". Исполнил эскизы и декорации к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886); в 1883-85 выполнил монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в 1885-96 - большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. Написал также ряд портретов ("А. М. Васнецов", 1878, ГТГ). По рисункам Васнецова сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва).
Лит.: Н. Моргунов, Моргунова-Н. Рудницкая, В. М. Васнецов, М., 1962; Н. Шанина, В. Васнецов. Альбом, Л., 1979; В. А. Васнецов, Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых, Л., 1976.
Основные даты жизни и творчества В. М. Васнецова
1848 – 15 мая – родился в селе Лапьял Вятской губернии.
1858 – Поступил в Вятское духовное училище.
1867 – Не закончив семинарии, едет в Петербург, сдает экзамен в Академию художеств. Решив, что провалился, поступает в Школу общества поощрения художеств.
1868 – Зачислен штатным учеником Академии художеств.
1870 – Встреча с Чистяковым.
1874 – На 3-й выставке передвижников выставил картину «Чаепитие».
1875 – Оставляет Академию художеств.
1876 – Картина «С квартиры на квартиру». Поездка в Париж.
1877 – Участие на выставке Салона в Париже с картинами «Акробаты», «Чаепитие в трактире».
1878 – Возвращение в Петербург. Женитьба на Александре Владимировне Рязанцевой. Переезд в Москву.
1879 – Картина «Преферанс».
1879–1880 – Знакомство и сближение с домами П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова.
1880 – Картина «После побоища».
1881 – «Аленушка». Начинает «Трех богатырей».
1881–1882 – Декорации и костюмы для домашнего театра С. И. Мамонтова к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка».
1885-1886 – Декорации и костюмы к «Снегурочке» Римского-Корсакова для Частной оперы Мамонтова.
1882 – «Витязь на распутье».
1883-1885 – Фриз «Каменный век» для Исторического музея.
1885 – Переезд в Киев, работа во Владимирском соборе.
1889 – «Иван Царевич на Сером Волке».
1893 – Избран действительным членом Петербургской академии художеств.
1894 – Построен собственный дом в Москве по своему проекту.
1896 – Завершение работ в Киевском Владимирском соборе.
1897 – Картина «Царь Иван Васильевич Грозный».
1898 – Завершение «Богатырей».
1898-1911 – Эскизы мозаик и росписей церквей в Гусь-Хрустальном, Петербурге, Варшаве, Дармштадте и др.
1899 – Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Персональная выставка в Академии художеств.
1900 – Знакомство с Горьким и Чеховым.
1900-1901 – Исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.
1905 – Отказ от академического звания.
1910 – «Баян».
1913 – Выставка в Историческом музее.
1918-1926 – «Симфония семи русских сказок».
1926 – Последняя работа – портрет М. В. Нестерова.
1926, 23 июля – Смерть от паралича сердца.
Картинная галерея:
Васнецов, Виктор Михайлович (брат А. М. Васнецова).
Васнецов, Апполинарий Михайлович (брат В. М. Васнецова).
Биография:
Васнецов Аполлинарий Михайлович (брат В. М. Васнецова).
Васнецов Андрей Владимирович (внук В. М. Васнецова).
Васнецов Юрий Алексеевич (родственник А. М. Васнецова и В. М. Васнецова ).
Комментарии
1848, с. Лопьял Вятской губ. – 1926, Москва
Живописец, рисовальщик.
Родился в семье сельского священника. Учился в Вятке в духовном училище (не закончил), обучался рисованию у гимназического учителя Н.А. Чернышова. С 1867 жил в С.-Петербурге. В 1867–1868 занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников под руководством И.Н. Крамского. В 1868 поступил в Академию художеств, где проучился с перерывами до 1874 у П.В. Басина, В.П. Верещагина, С.М. Воробьева и П.П. Чистякова. В 1869 за рисунок "Два обнаженных натурщика" и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями, в 1870 за эскиз "Христос и Пилат перед народом" – большой серебряной медалью. В 1867–1877 жил в С.-Петербурге, периодически бывал в Вятке. В 1876–1877 посетил Францию, в 1885 – Италию. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова. Выполнил проекты церкви Спаса Нерукотворного (1881–1882, при участии В.Д. Поленова), паркового павильона "Избушка на курьих ножках" (1883) для Абрамцевской усадьбы. Член ТПХВ (с 1878), Московского общества любителей художеств (1903), член Общества поощрения художеств (1903–1904). Член художественного союза "Изограф" (1917), Союза русских художников (1918). В 1893 избран действительным членом Академии художеств, отказался от звания в 1905. В 1910 по инициативе В.М. и А.М. Васнецовых был создан Художественно-и сторический музей в Вятке.
В.М. Васнецов занимает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ столетия. Начав свою творческую деятельность как жанрист и баталист, с 1880-х годов обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам, поэтически переосмысляя исторические сюжеты ("После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880). Русская старина, представшая в творчестве художника, заставляет вспомнить традиции древнерусского искусства. Национально-ром антический и декоративно-мон ументальный характер его работ предвосхищал стиль модерн.
Работая над росписями Владимирского собора в Киеве, Васнецов создал произведения, в которых Н.Н. Ге увидел "[...] синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело [...] но главное – это русский национальный дух [...]". Многие современники высоко ценили талант Васнецова и рассматривали его творчество как начало нового истинно национального направления в русской живописи, от которого "веяло величием и выдержанностью православно-цер ковного стиля".