Словения
- Просмотров: 26579
Республика Словения
Словения (Slovenija), Социалистическая Республика Словения, одна из республик Югославии. На территории Словении обнаружены мелкая пластика эпохи палеолита, неолитическая керамика с гравированным геометрическим орнаментом, близкая памятникам Апулии и Сицилии, сохранились укреплённые поселения, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства иллирийцев (в т. ч. бронзовые сосуды-ситулы с рельефными культовыми и бытовыми сценами), остатки поселений кельтов и древнеримских городов (Эмона, ныне Любляна; Петовио, ныне Птуй). К IV-VII вв. относятся художественные изделия готов (см. Германцы) и древних славян. Строительство каменных церквей в Словении началось с принятием католичества (VI в.). В XII-XIII вв. романский стиль отражал связи с Францией и Северной Италией; строились монастыри с трехнефными базиликами (Стична, 1136-56; Костаневица, с XIII в.), однонефные церкви и ротонды (баптистерий в Копере, XIII в.). На строгих фасадах из необработанных камней выделялись узкие окна и тщательно выполненные перспективные порталы; капители в интерьерах украшались упрощённым резным растительным узором. Сооружались донжоны и небольшие замки с дворцом и капеллой. Городские поселения, выраставшие на месте античных (Любляна, Птуй, Целе), сохраняли их регулярную планировку. В эпоху готики (XIII-XVI вв.) росли укрепленные города. В центральной Словении преобладали двухэтажные дома с узкими фасадами, на Адриатическом побережье под венецианским влиянием строились трехэтажные дворцы с парадными залами и стрельчатыми окнами (в Копере, Пиране и др.). Преобладал тип трехнефной (церковь Богоматери в селе Птуйска-Гора близ Птуя) и двухнефной зальной церкви с башней в центре западного или южного фасада. Облик церквей Словении, близкий постройкам Тироля, Южной Чехии и Польши, скромен и прост. Массивные стены прорезаны высокими окнами с узорным стрельчатым завершением, строго профилированные порталы несут в тимпанах упрощённые рельефные изображения святых; просторные интерьеры отличаются ясной соразмерностью форм (церкви в Мартьянци, около 1392, Солчаве, 1461-85). В позднеготический период убранство церквей становится более нарядным, сетчатые и звездчатые своды часто покрываются живописной орнаментацией (церковь в Шентруперте, около 1482-97). Замковые камни и консоли сводов украшаются резными растительными узорами и масками в духе школы П. Парлержа. Интерьеры сельских церквей сплошь покрываются росписями с фигурами святых и орнаментами. Единичные памятники круглой скульптуры XIII-XIV вв. близки приальпийскому и северо-итальянскому кругу. Линейно-плоскостный стиль в стенной живописи (в церкви Свети-Янез на Бохиньском озере, начало XIV в.) под итальянским влиянием сменяется более объёмными изображениями, полными наивной жизненной выразительности. Черты "мягкого стиля" в XV в. постепенно уступают место тенденциям позднеготического реализма. Росписи Янеза Люблянского в Високо (1443) и Муляве (1456) выделяются лиризмом, интересом к пейзажу, бытовым деталям, простонародным образам. Евангельские сцены часто изображаются в виде сцен крестьянской жизни (росписи церкви в Црнгробе, 1453, мастер Вольбенк). В XVI в. в замках, городских домах, ратушах появляются отдельные ренессансные архитектурные элементы - балконы, эркеры, лоджии, арочные галереи, ордерные порталы (ратуша и замок в Мариборе, дворец "Старая грофовия" в Целе). Черты Возрождения проявляются также в резных алтарях, рельефных эпитафиях. Они воплощаются наиболее ярко в росписях церквей в Крижна-Горе (1502) и Свети-Приможе-над-Камником (1504 и около 1520), соединяющих живую характерность образов, подробное повествование с обилием бытовых деталей. В конце XVI в. зарождаются светские жанры - портрет и декоративная живопись, испытывающие венецианское влияние. В начале XVII в. распространяется стиль барокко. Формы итальянского и австрийского зодчества перерабатываются в местном духе; сооружаются однонефные церкви типа Иль Джезу в Риме (церковь св. Якоба и собор св. Николая в Любляне), треугольные (в Шмарна-Горе, 1711-12) и овальные в плане (в Поляне, 1720) церкви (обе постройки - словенский архитектор Г. Мачек), а также церкви с вогнутым двухбашенным фасадом (в Сладка-Горе, около 1750). Церкви, дворцы и ратуши (в Любляне, архитектор Мачек) украшаются статуями, лепниной, росписями. В скульптуре выделяются пластически выразительные и динамичные работы Ф. Роббы (в т. ч. "Фонтан словенских рек" в Любляне), в живописи - иллюзионистические росписи и алтарные картины Ф. Еловшека, связанные с традициями маньеризма, жанровые, остроиндивидуальные портреты Ф. Берганта, непринуждённые по композиции и звучные по цвету. Разнообразны изделия из металла (ворота, решётки), дерева (церковные кафедры, мебель), керамики (изразцы, майоликовая посуда).
Вхождение Словении в 1809-14 в состав так называемых Иллирийских провинций (зависимого от Франции государства хорватов и словенцев) способствовало утверждению патриотических, гражданственных идей. Восстановление власти австрийской монархии вызвало длительный период политической реакции, наложившей отпечаток на культуру Словении. Классицизм в первой половине XIX в. проявился в реконструкции площадей Любляны, скромных и интимных городских и сельских зданиях. В изобразительном искусстве он сосуществовал с романтизмом (жанровые и пейзажные рисунки Ф. Кавчича, портреты М. Лангуса). В жанрово-портретных композициях И. Томинца романтические ноты сочетались с чертами бидермейера. Во второй половине XIX в. в архитектуре проявились эклектические и национально-романтические тенденции, в начале XX в. распространился стиль "модерн". В 1918 Словении вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). В 20-30-х гг. в постройках И. Плечника, И. Вурайоника, В. Шубица использование национальных строительных традиций (местных материалов, орнаментов) сочеталось с возрастающим стремлением к функциональной оправданности и простоте форм. После землетрясения 1895 была восстановлена и частично реконструирована Любляна, однако на окраинах города стихийно разрастались районы трущоб. В изобразительном искусстве прогрессивные национальные тенденции были связаны с патриотическими памятниками А. Гангла и И. Заеца в духе позднего классицизма, поэтически обобщёнными национальными пейзажами А. Карингера, с портретами и интимными жанровыми сценами братьев Ю. и Я. Шубиц, живописца и педагога А. Ажбе, в которых черты академизма уступали место пленэрным исканиям. В начале XX в. сложился и переживал расцвет словенского импрессионизм (свежие и светлые по гамме национальные пейзажи, нередко со сценами крестьянского труда, И. Грохара, М. Стернена, М. Ямы и Р. Якопича). Живописцы и графики X. Смрекар, И. Вавпотич, Ф. Тратник в поисках национального своеобразия прибегали к символике и стилизации. Работам представителей экспрессионизма в Словении (живопись, графика и скульптура Тратника, братьев Ф. и Т. Краль, В. Пилона) были присущи интерес к крестьянской жизни, острая драматичная выразительность, а порой и социально-критические ноты. В 20-30-х гг. экспрессионизм и сюрреализм (С. Крегар) сосуществовали с тяготением к так называемому поэтическому реализму (утончённые по колориту, интимные и лиричные жанровые сцены, портреты, пейзажи Б. Якаца, Г. А. Коса, Ф. Михелича и др., использовавших приёмы постимпрессионизма). Поиски героико- монументального национального стиля свойственны картинам на темы национальной истории Коса. В скульптуре, испытывавшей воздействие И. Мештровича, тяготение к неоклассической монументальности соединялось с чертами декоративной стилизации. В годы народно-освободительной войны 1941-45 Якац, Михелич, В. Глобочник и др. выполняли антифашистские карикатуры, гравюры и рисунки со сценами партизанской борьбы.
Прогрессивные традиции национальной культуры получили развитие в условиях народной власти и создания в 1945 Федеративной Народной Республики Югославии (с 1963 - СФРЮ). После 1945 сооружены новые города с выразительной свободной планировкой, промышленные районы и благоустроенные жилые комплексы с общественными центрами, больницами, школами и т. п. (в Любляне, Копере, Целе), плотины на pp. Сава и Драва. Ведётся реконструкция городов. Для общественных и жилых построек, в которых получили развитие традиции школы Плечника, характерны простые и компактные формы, целесообразность плана и вместе с тем выразительная пластичность структурных деталей из необработанного железобетона и кирпича, тактичное декоративное использование металла, пластиков, дерева, местных пород камня, а также скульптуры, мозаик и фресок (Народная скупщина и спортзал "Тиволи" в Любляне; горсовет в Кране, 1958-60, застройка пл. Революции в Любляне, - оба архитектор Э. Равникар).
В изобразительном искусстве, несмотря на обращение художников в 50-х гг. к формально-фактурным и цветовым исканиям (скульптура Я. Савиншека, С. Тихеца, живопись и графика Я. Берника), ведущую роль сохраняют мастера среднего и старшего поколений - представители национальных реалистических и гуманистических традиций (Якац, Кос, Михелич, скульптор Л. Долинар). Созданы картины на темы народно-освободительной борьбы и истории словенской компартии (Кос, С. Пенгов), памятники революционным борцам и павшим в годы борьбы с фашизмом (Долинар, братья Б. и З. Калины, Ф. Смерду и др.). Выделяются отмеченные человечностью образов и обострённой экспрессией портреты Г. Ступицы, проникнутые фольклорным началом композиции Михелича, полные суровой героики мозаики М. Прегеля, декоративно-абстрактные витражи Крегара. Развито художественное конструирование промышленных изделий.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; Makarovic G., Slovenska ljudska umetnost, Ljubljana, 1981; См. также литературу при статье Югославия.