Ломбардская школа
- Просмотров: 29512
Ломбардская школа, художественная школа Северной Италии
Ломбардская школа, художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится трехнефная базилика со слабо выраженным поперечным нефом - трансептом и подземным помещением - криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой по отношению к нефу, а также отдельно стоящей колокольней - кампанилой. Тектонический декор наружных стен обычно состоит из лопаток, аркатурных фризов и аркадных галерей (церковь Сант-Амброджо в Милане, основное строительство - XI-XII вв.; церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне, XII в.). Расцветает искусство резьбы по камню (творчество мастеров Николао, Бенедетто Антелами и др.). На ломбардской почве готика получает подчёркнуто статическую интерпретацию, приобретая зачастую декоративный характер (так называемая Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Постройки ломбардской школы эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием декоративных вставок, подчёркивающих гладь стены; получают развитие новаторские по построению внутренние пространства архитектурной композиции, особенно в творчестве Браманте. Живопись треченто и раннего кватроченто в Ломбардии отмечена хрупким изяществом форм, поэтичностью; развивалась в русле интернациональной готики (миниатюры в рукописных "гербариях" и "лечебниках", анималистические рисунки Дж. Де Грасси). Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во второй половине XV в. в живописи ломбардской школы усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества А. Мантеньи. В произведениях мастеров этого времени преобладают пластическая ясность композиции, смягчённость колорита, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим было влияние искусства Леонардо да Винчи и его школы (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.). Во второй половине XVI в. образовалась отдельная брешианская школа, в искусстве которой соединились традиции ломбардской и венецианской школ.
Лит.: L'arte lombarda, Mil., 1955 - (annual); Toesca P., La pittura e la miniatura nella Lombardia, Torino, 1966.