Дионисий
- Просмотров: 30185
Дионисий, русский живописец
Дионисий (около 1440 - после 1502, по другим исследованиям - после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Иконам Дионисия, с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность ("Богоматерь Одигитрия", 1482, "Спас в силах", "Распятие", обе - 1500, - все в ГТГ; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, по другим исследованиям - 1502-03, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в ГРМ и ГТГ). Дионисию приписывают также иконы "Митрополит Пётр в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Митрополит Алексий в житии" (ГТГ) и ряд других работ. В созданных Дионисием с сыновьями росписях собора Ферапонтова монастыря (1500-02, по другим исследованиям - 1502-03) достигнуто органичное единство идейно-образного и декоративного начал. Композиции с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами выполнены в холодной колористической гамме с преобладанием светлых оттенков.
Лит.: И. Е. Данилова, Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. Каталог..., Л., 1981; [В. А. Булкин], Дионисий. [Альбом], Л., 1982.
Комментарии
около 1440 – 1503
Иконописец.
Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боро вского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века.
В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Для местного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волокола мского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.
Очевидно уже в 1490-х годах деятельность артели Дионисия перемещается на север - в Белозерский край. К числу наиболее известных работ художника "белозерского" периода относится икона "Распятие" (1500) из Павло-Обнорског о монастыря, а также - росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502).
Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенност ь.
«Распятие» — классическая икона, написанная по всем канонам. В ней нет живости, присущей изображениям святых от мастеров Возрождения, нет гротескного изображения адских тварей, присущего Борхесу. Она проста и прекрасна в этой простоте. На кресте изображено тело Иисуса. Оно изогнуто в страдании, руки раскрыты, прибиты к перекладинам креста, но выглядит это как объятие, всепрощение, стремление принять в себя весь мир.
На табличке, на верхушке креста, каноничная надпись — «Иисус Христос, царь Иудейский», сделанная в насмешку. Иудеи до пришествия мессии считали, что он освободит их от земного рабства и сам воссядет на трон. Надпись — издевка над их верой, ставшая при этом напоминанием, что Христос никогда не должен был становиться земным царем, но всегда пребывал царем небесным.
С правой стороны от креста женщины поддерживают Марию. Та закрывает руками лицо, отшатываясь в страдании и горе и, кажется, готова упасть в обморок. Остальные удерживают её от падения. Она стара, ей не стоило видеть казни сына, но какая мать смогла бы в подобный момент остаться в стороне.
С другой стороны — римский легионер, который заколол Христа копьем, когда тот умер. так делалось, чтобы ни один из приговоренных не оказался вдруг чудом выжившим. Рядом с ним Иоанн Богослов.
Ангелы, изображенные под перекладиной креста, сопровождают двух женщин. Одна из них уходит — это церковь ветхозаветная, синогога, вторая приходит, это церковь новая, христианская.
Под подножием креста изображен череп. Это голова Адама, которого, по преданию, похоронили много веков назад именно на месте казни. Он символизирует весь род человеческий, грехи которого искупляет Христос своими мучениями.
Важно то, что даже на кресте Христос не поддался ни злобе, ни ненависти. Обращаясь к небу, он молил Господа простить распинающих его людей.
«Прости им, ибо не ведают, что творят».