Псковская школа
- Просмотров: 27752
Псковская школа древнерусского искусства
Псковская школа, одна из местных школ древнерусского искусства, сложившаяся в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки Псковской школы связаны с архитектурной традицией новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243) или варьируют конструкцию крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря). В XIV-XV вв. сложился основной тип храма Псковской школы - одноглавый, кубический, с пониженными угловыми частями и многоскатным покрытием (церковь в селе Кобылье Городище, 1462), иногда с повышенными подпружными арками (церковь Успения в Мелётове, 1463), или бесстолпный, с барабаном на пересекающихся цилиндрических арках [церковь Николы Каменноградского, XVI в. (?)]. К храмам обычно пристраивались многопролётные звонницы, паперти, многочисленные приделы и притворы, придающие памятникам псковской архитектуры характер живописных асимметричных ансамблей. Развита была крепостная архитектура (Псковский кремль, XIII-XVI вв.; Изборская крепость, 1330), с XVI в. строились каменные купеческие дома (трехэтажные палаты Поганкиных, до 1645). Живопись Псковской школы достигла расцвета в XIV-XV вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка (фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313, и церковь Успения в Мелётове, 1465; иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" - обе вторая половина XIV в., ГТГ). В живописи распад Псковской школы начался на рубеже XV и XVI вв., в архитектуре её традиции удерживались и в XVI-XVII вв.
Лит.: Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова, М., 1968.