Репин Илья Ефимович
- Просмотров: 43566
Репин Илья Ефимович, русский живописец
Репин Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (конец 1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864-71; преподавал в 1894-1907, ректор в 1898-99). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1873-76). Член ТПХВ (с 1878; см. Передвижники). В годы учёбы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В. В. Стасов. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал её убеждённым приверженцем. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образно-эмоциональной характеристики отчётливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, - оба в ГРМ; "Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ). С начала 70-х гг. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далёкого от жизни академического искусства. В 1870-73 после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине "Бурлаки на Волге" (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков; обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы; важным шагом в овладении пленэрной живописью (см. Пленэр) были пейзажи этого периода ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876, ГТГ). По возвращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", ГТГ, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, "Протодьякон", ГТГ, - все 1877). В конце 70-х - начале 80-х гг. Репин сначала в Чугуеве, а затем в Москве увлечённо работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, ГРМ), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни ("В волостном правлении", 1877, ГРМ). Эти работы подготовили Репина к созданию полотна "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, ГТГ), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной России, сложность существующих в ней социальных отношений. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о чванливых барах и других "хозяевах" деревни, в нём бичевались мерзости существующего строя и прославлялся народ, угнетённый и обманутый, но великий и могучий. В строго продуманной композиции картины, в её живописном строе проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. В 80-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88, - все в ГТГ). В центральном произведении цикла - "Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое до того имела лишь историческая живопись.
Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане: портреты В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880); М. П. Мусоргского (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) - все в ГТГ. Высокого мастерства он достиг и в графике; его карандаш свободно передавал натуру во всей её красоте и многообразии (рисунок "Девочка Ада", 1882, ГТГ, "Невский проспект", 1887, ГРМ). В 80-90-х гг. он много работал над иллюстрациями.
Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879, ГТГ). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, ГРМ), главным героем которой стал свободолюбивый народ. В 90-х гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах Репин уже не создал картин, равных произведениям 70-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. - это графические портреты, модели которых - обычно люди с ярко выраженным творческим, артистическим началом ("Э. Дузе", уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина - И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в СССР. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 Меморальный музей Репина имеется также в Чугуеве.
Соч.: Далекое близкое, 6 изд., [М.], 1961.
Лит.: Федоров-А. А. Давыдов, И. Е. Репин, М., 1961; И. Э. Грабарь, И. Е. Репин, т. 1-2, М., 1963-64; Новое о Репине, Л., 1968; О. А. Лясковская, И. Е. Репин, [3 изд.], М., 1982; К. И. Чуковский, И. Репин, 2 изд., М., 1983; И. Репин. Живопись. Графика. Альбом, Л., 1985.
Комментарии
1844, Чугуево Харьковской губ. – 1930, Куоккала, Финляндия (ныне Репино Ленинградской обл.)
Живописец, график, занимался офортом и литографией. Исполнял работы в бытовом и историческом жанрах, писал портреты и религиозные картины.
Родился в семье военного поселенца. Первые уроки живописи получил у местного иконописца и в школе топографов у художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, в 1864–1871 – в Академии художеств. В 1869 получил малую золотую медаль за картину "Иов и его друзья" (1869), в 1871 – большую золотую медаль и звание художника 1-й степени за полотно "Воскрешение дочери Иаира" (1871). В 1873–1876 – пенсионер Академии художеств в Италии и Франции. Впоследствии жил в Москве и С.-Петербурге. В 1876 удостоен звания академика за картину "Садко" (1876). В 1892 получил звание профессора Академии художеств, руководил мастерской (до 1907). Преподавал в школе-студии М.К. Тенишевой. С 1878 – член ТПХВ, Московского общества любителей художеств, Общества имени А.И. Куинджи, почетный председатель Общины художников.
И.Е. Репин во время обучения в Академии художеств общался с передовыми представителями студенческой молодежи, увлекался идеями Н.Г. Чернышевского. Через своего учителя И.Н. Крамского сблизился с передвижниками. Посещал знаменитые "четверги" Петербургской артели художников. Ранние творческие опыты Репина свидетельствуют о разносторонност и его интересов. Его увлекала религиозная тематика, которая трактовалась скорее в психологическом ключе, чем в возвышенно-отвл еченном духе. Предпочтение отдавал социальной тематике, считая ее наиболее достойной внимания искусства. Даже во время зарубежной стажировки, познакомившись с достижениями европейских художников, остался равнодушным к их творчеству.
Содержанием картин художника с конца 1870-х – начала 1880-х становится обличение правящей верхушки российского общества и революционная борьба ("Арест пропагандиста", 1878; "Не ждали", 1884–1888). Параллельно создает ряд замечательных портретов русской интеллигенции ("Портрет М.П. Мусоргского", 1881) и исторические картины ("Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году", 1879; "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", 1885).
В 1891 году Репин неожиданно изменил свои взгляды, порвал со В.В. Стасовым и вышел из состава Товарищества передвижников. Художник провозгласил принцип "чистого эстетизма, искусства ради искусства"; вернулся в Академию художеств и с 1898 по 1899 был ее ректором. К этому времени относится известный графический "Портрет итальянской драматической актрисы Элеоноры Дузе", 1891.
Однако несмотря на изменчивость взглядов, Репин сформировал свое творческое кредо в 1860-е годы: "Я человек 60-х годов [...] я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует".