Крамской Иван Николаевич
- Просмотров: 38471
Крамской Иван Николаевич, русский живописец
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. Учился в петербургской АХ (1857-63). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Инициатор "бунта четырнадцати", который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники). Портреты Крамского, составившие галерею образов крупнейших деятелей русской культуры, воплощают возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине ("Л. Н. Толстой", 1873, "И. И. Шишкин", 1873, "П. М. Третьяков", 1876, "М. Е. Салтыков-Щедрин", 1879, - все в ГТГ).
Демократические взгляды Крамского нашли яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутренне достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест ("Полесовщик", 1874, ГТГ; "Мина Моисеев", 1882, ГРМ). В картине "Христос в пустыне" (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования. Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы ("Некрасов в период 'Последних песен'", 1877-78, "Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884, - все в ГТГ). Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в.
Соч.: Письма. Статьи, т. 1-2, М., 1965-66. Лит.: С. Н. Гольдштейн, И. Н. Крамской, М., 1965; В. И. Порудоминский, И. Н. Крамской, М., 1974; Т. И. Курочкина, И. Н. Крамской, М., 1980.
Комментарии
1837, cлобода Новая Сотня, пригород Острогожска Воронежской губ. – 1887, С.-Петербург
Живописец, рисовальщик, занимался литографией, офортом, скульптурой. Преимущественно портретист.
Родился в семье письмоводителя городской думы. В 1850 окончил острогожское четырехклассное училище, три года служил писцом в городской думе. Путь художника начал ретушером в фотоателье И.Ф. Александровског о и А.И. Деньера в С.-Петербурге (1857). В 1857–1863 учился в Академии художеств по классу исторической живописи у А.Т. Маркова. В 1863 за картину "Моисей источает воду из скалы" (ныне утрачена) награжден малой золотой медалью. В 1863 возглавил "бунт 14-ти" конкурентов на большую золотую медаль за право свободного выбора темы для конкурсной программы и вышел из Академии со званием классного художника 2-й степени. В 1863–1869 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В конце 1860-х – 1880-е давал уроки живописи и рисунка в царской семье. Организатор Артели художников в С.-Петербурге (в 1863–1870 – член Артели). С 1869 – академик. Один из основателей и идеолог ТПХВ (1870), неоднократно избирался членом Правления Товарищества. В 1869 посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж, в 1876 – Италию и Францию, в 1878 – Францию. В 1884 жил и работал на юге Франции, в Ментоне.
Наибольших успехов художник достиг в жанре портретного искусства. Ранние работы 1860-х выполнены в излюбленной Крамским графической технике с применением соуса, белил и итальянского карандаша. В эти же годы формируется стиль и его живописных портретов, который отличает колористическая простота в сочетании с тщательностью рисунка и светотеневой моделировкой. Сдержанность художественых средств соответствует образам представителей передовой демократической интеллигенции, которые были основными моделями Крамского.
Его портреты деятелей русской культуры, многие из которых написаны по заказу П.М. Третьякова, отличаются глубокой социальной и психологической характеристикой.
В творчестве художника в начале 1870-х возникла новая тема, связанная с его размышлениями о нравственно-эти ческих проблемах, с поиском нравственного идеала современности. В искусстве множество примеров, когда библейские и евангельские сюжеты являлись формой и предлогом для воплощения современных художникам идей и мыслей. Так и Крамской в образе своего Христа ("Христос в пустыне", 1872) воплотил идеал личности, стремящейся к самопожертвован ию во имя общественного блага.
Еще одной стороной творчества художника были картины, соединяющие бытовой и портретный жанры искусства ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884).
Наряду с многочислеными портретами мастер исполнял с целью заработка церковные заказы.
И.Н. Крамской внес значительный вклад в развитие демократическог о искусства второй половины ХIХ века, причем не только как художник, но и как идеолог передвижничеств а.