Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Термин и понятие в изобразительном искусстве.



Пастель

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пастель, живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы

Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta - тесто), 1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стёртых в порошок пигментов с добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса и т. д. 2) Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, грунтов, холсте, замше, пергаменте. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый пульверизатором). Большое значение штриха сближает пастель с графикой. Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначально свежесть. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений.

Происхождение пастели гипотетически относят ко второй половине XV в., когда возник интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.). Термин "pastello" впервые появился в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо (конец XVI в.). Мастера пастели XVI-XVII вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) не переступали традиций чистого рисунка. С конца XVII в. в пастели усиливаются живописные тенденции (Ж. Вивьен во Франции). Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекали к пастели таких мастеров XVIII в., как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перроно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. В XIX в. в технике пастели работали Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в пастели выразительную силу линий и богатство фактуры) во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрлeнис в Литве. В XX в. к пастели обращались П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др. Значительные произведения в этой технике создали советские мастера С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.

Лит.: Д. И. Киплик, Техника живописи, [6 изд.], М.-Л., 1950; Roddon G., Pastel drawing techniques, L.-N. Y., 1979.

Комментарии  

0 # Пастельтермины и понятия в искусстве 06.02.2016 21:52
Графиче ский материал в виде палочки, состоящей из красочного пигмента и связующего, в качестве которого используются смолы или камедь. Обычно пастелью работают на бумаге, достигая разнообразных эффектов от резко очерченных контуров до мягкой растушевки. Порошковый характер пигмента приводит к тому, что при отсутствии специального закрепителя рисунок пастелью легко разрушается. Изобретение техники восходит к Италии XVI века, когда колорит пастели ограничивался черным, белым и терракотовокрас ным цветами. Расцвет техники пришелся на XVIII столетие и был связан с увлечением пастельным портретом. В XIX веке пастель пережила второе возрождение в работах импрессионистов (Жан Этьен Лиотар, Эдгар Дега).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 412 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!