Гальштатское искусство
- Просмотров: 27222
Гальштатское искусство
Гальштатское искусство, художественные памятники гальштатской археологической культуры, распространённой главным образом на юге Средней Европы в период раннего железного века (около 900-400 до н. э.). Названо по могильнику близ г. Гальштат (Хальштатт, Hallstatt; юго-западная Австрия). Её восточная ветвь (территория современной Австрии, Югославии, Албании, отчасти Венгрии и Чехословакии) совпадает с районом расселения иллирийцев, западная ветвь (южные районы ГДР, ФРГ, прирейнские районы Франции) - с районом обитания кельтов. К кругу гальштатского искусства относят также культуру позднелужицких племён (см. Славяне древние). Поселения гальштатского искусства изучены слабо. В них встречаются деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и свайные постройки. Обычный тип поселения - деревня с регулярной сетью улиц, укреплённая земляными валами. Искусство племён гальштатской культуры было преимущественно декоративно-прикладным и орнаментальным, но в нём встречались изображения людей и зверей, а также многофигурные сюжетные композиции. Характерно обилие изделий из бронзы - мечи со спиралевидными "антеннами" на рукоятях, фибулы со скульптурными фигурками животных, пояса с нашивными узорными бляхами, орнаментированные браслеты и обручи (гривны), а также резко сужающиеся книзу вёдра (ситулы) с расположенными поясами наивными, условно-плоскостными изображениями людей, военных, ритуальных и бытовых сцен (гравированными или тиснёными). Аналогичные скульптурные сцены встречаются и на бронзовых культовых повозках. Керамика гальштатского искусства, испытавшая греко-италийские влияния (в том числе культуры этрусков), выполнялась от руки и украшалась геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, круги, спирали и др.). В иллирийских областях сосуды покрывались жёлтой обмазкой (на которую наносился красный, тёмно-коричневый или чёрный узор) или краской (с белым, коричневым и чёрным орнаментом). Характерны также сосуды с гравированным или штампованным узором, полихромные, инкрустированные белой пастой, что свидетельствует об использовании местных художественных традиций эпох неолита и бронзы. На глиняные и бронзовые сосуды иногда прикреплялись фигурки людей и животных. Нарастающее со временем в гальштатском искусстве стремление к пышности и живописности сказалось в изделиях из металла, инкрустированных золотом, янтарём, позже кораллами. В Северной Италии и Боснии обнаружены также надгробные стелы, обломки скульптуры и архитектурные фрагменты с рисунками или рельефами, изображающими битвы на море и суше, охоту, всадников, женщин. Воздействие гальштатского искусства сказалось во многих районах Европы. С V в. до н. э. гальштатское искусство было вытеснено латенской культурой кельтов.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962.