Боровиковский Владимир Лукич
- Просмотров: 45839
Боровиковский Владимир Лукич, русский и украинский художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев; с конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи. Был близок к крупнейшим деятелям русской культуры своего времени -писателю В. В. Капнисту, поэту Г. Р. Державину, архитектору Н. А. Львову.
С начала 90-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. В образной и художественной системе Боровиковского нашли отражение черты сентиментализма, особенно проявившиеся в женских портретах второй половины 90-х гг., в которых свежо и живо схваченный индивидуальный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением ("М. И. Лопухина", 1797, ГТГ; "В. И. Арсеньева", 1795, ГРМ). В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 - 02, ГТГ, и Павла I, 1800, ГРМ).
Лит.: Т. В. Алексеева, В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX вв., М., 1975.
Комментарии
1757, Миргород, Малороссия – 1825, Петербург
Живописец, миниатюрист. Портретист, иконописец.
Владимир Лукич Боровиковский родился в семье живописца и иконописца Л.И. Боровиковского (Боровика), представителя казацкой старшины, получившего дворянство. Отец был первым учителем художника.
В 1786–1787 годах он исполнил две картины для украшения дворца, в котором останавливалась Екатерина II во время путешествия по югу России. Картины вызвали интерес императрицы, и художнику было разрешено уехать в Петербург.
В первые годы жизни в Петербурге (с 1788) Боровиковский пользовалсяся советами Д.Г. Левицкого и совершенствовал мастерство под руководством И.Б. Лампи. Талант живописца формируется под влиянием эстетики сентиментализма .
Первыми произведениями художника, созданными в Петербурге, были миниатюрные и малоформатные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794). Идеал человеческой личности, возникший в этих произведениях, получит развитие в зрелых работах мастера ("Портрет М.И. Лопухиной", 1797).
В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика.
На рубеже XVIII–XIX веков в произведениях Боровиковского все сильнее ощущается влияние классицизма. К этому времени относится ряд его великолепных парадных портретов ("Портрет А.Б. Куракина", 1801–1802).
На протяжении всей творческой жизни мастер обращался к религиозной живописи. В 1804–1811 годах он написал несколько образов для строившегося в Петербурге Казанского собора, принимал участие в оформлении других храмов.
В 1802 году Боровиковский вступил в масонскую ложу "Умирающий сфинкс", а в 1819–1824 годах состоял в мистической секте "Союз братства", возглавляемой Е.Ф. Татариновой. В.Л. Боровиковский имел в Петербурге частную художественную школу. Самым известным из его учеников был А.Г. Венецианов. Отзываясь на кончину учителя, Венецианов писал: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников […]."
Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни и был похоронен, как он и просил, "без лишних церемоний" на Смоленском кладбище в Петербурге около Смоленской церкви.