Поленов Василий Дмитриевич
- Просмотров: 35934
Василий Дмитриевич Поленов, русский живописец
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), русский живописец. Народный художник Республики (1926). Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71). Преподавал в МУЖВЗ (1882-95); среди учеников - И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов и др. Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76), писал исторические сценки в духе П. Делароша ("Право господина", 1874, ГТГ). В России примкнул к передвижникам (с 1878). Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, передавал тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, связанных с повседневной жизнью человека, добивался свежести колорита и естественной убедительности мотива, привнёс в картину живую непосредственность этюда ("Московский дворик", 1878, "Заросший пруд", 1879, - обе в ГТГ). Обращаясь к евангельским сюжетам, Поленов стремился обновить их рутинную академическую трактовку заострением нравственной проблематики ("Христос и грешница", 1886-87, ГТГ), пейзажной или жанровой окраской. С середины 80-х гг. придавал образам родной природы эпическое звучание, монументальность и своеобразную декоративность ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба имени В. Д. Поленова, Поленово). Большое внимание Поленова к проблемам пленэра, привнесение им в пейзажный жанр, или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения, его педагогическая деятельность оказали большое влияние на дальнейшее развитие русского пейзажа. В 1905 вместе с В. А. Серовым направил в Совет петербургской АХ протест против расстрела рабочих 9 января. Много работал также в области театрально- декорационной живописи, играл видную роль в художественной и общественной жизни Москвы. В своей усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, ныне в Тульской области) создал художественный музей (в 1939 передан родственниками Поленова государству).
Лит.: Е. В. Сахарова, В. Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, 2 изд., М.-Л., 1950; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964; [Т. В. Юрова], В. Д. Поленов. [Альбом], М., 1972.
Комментарии
1844, С.-Петербург – 1927, Борок (ныне Поленово) Тульской обл.
Живописец, пейзажист, исторический и театральный художник, писал жанровые произведения. Много писал на евангельские сюжеты.
Родился в помещичьей семье. В 1863 после окончания гимназии поступил на физико-математи ческий факультет С.-Петербургско го университета (закончил в 1871), одновременно (в 1863–1871) – вольный слушатель Академии художеств. Брал уроки живописи у П.П. Чистякова и И.Н. Крамского. В 1869 награжден малой золотой медалью за картину "Иов и его друзья". В 1871 получил большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Иаира". Окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени. В 1872 году в качестве пенсионера Академии художеств жил и работал в Италии, Франции и Германии. Вернулся в Россию в 1876 году. В этом же году получил звание академика. В 1892 назначен профессором Академии художеств. С 1893 – действительный член Академии художеств. В 1905 вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года. Был участником сербско-черного рско-турецкой войны (1876), русско-турецкой войны (1877–1878). С 1878 – член ТПХВ. В этом же году отправился в путешествие по Ближнему Востоку, Египту и Греции. В 1882–1895 преподавал в МУЖВЗ. Создал художественный музей в своем имении Борок (ныне Поленово).
В ранних произведениях В.Д. Поленова наметился интерес к идеям народно-освобод ительного движения. Как протест против произвола и насилия над человеком написаны работы ("Право господина", (1874), несущие отпечаток академической исторической живописи.
Однако историческая тематика не получила развития в творчестве художника. Его увлек пейзажный жанр, в котором он следовал традициям А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева.
Пейзажи Поленова как бы подсказаны сиюминутным чувством восхищения природным мотивом. Его сельские и городские виды свободны от эпичности, обобщений и наполнены ощущением поэзии повседневной жизни. Это трогательное поэтическое восприятие мира роднит произведения художника с романами И.С. Тургенева. С литературой перекликается настроение ностальгической грусти по уходящей культуре старинных дворянских усадеб и по ускользающей красоте романтического мира. "[...]"Московск ий дворик", "Бабушкин сад" [...] и ряд других "тургеневских" интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой", – писал о появлении работ Поленова на выставках передвижников И.С. Остроухов.
Особой сферой интересов художника были евангельские сюжеты. "Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа", – писал Поленов. Его цикл картин "Из жизни Христа" (68 полотен) словно воссоздает образ "патриархальног о золотого века" Галилеи.
Духовные искания художника, стремление к совершенной живописной форме, умение видеть будничную красоту родной природы и поэзию старого быта – все это делает его творчество незабываемым.