Плакат
- Просмотров: 36736
Плакат, вид графики
Плакат (нем. Plakat от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики [работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США]. С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.
Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).
Лит.: Бутник-Б. Сиверский, Советский плакат эпохи гражданской войны 1918-1921. [Библиографии, указатель и исследования], М., 1960; Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко, Советский политический плакат, М., 1962; [В. Ляхов], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917-1932. [Альбом], М., 1972 (на рус., англ, и нем. яз.); В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Революционный праздничный плакат, 1917-1927, Л., 1982; Советский политический плакат, М, 1984; Hutchison H. F., The Poster. An illustrated history from 1860, N. Y., [1968], Sehindler H., Monographie des Plakats, Mьnch., 1972; Barnicoat J., A concise history of posters, N. Y., 1979; Holme B., Advertising: Reflections of a century, N. Y., 1982.
Комментарии
Май 1945 года оказался светлым месяцем для всего советского народа. Именно тогда с боями была взята столица одного из самых страшных и опасных государств за всю историю человечества – Третьего Рейха. Радость при виде фотографий в газетах, на которых красноармейцы Егоров и Кантария водружали красное знамя на крыше Рейхстага, с трудом можно описать обычными словами.
Взятие Берлина навсегда было вписано золотыми буквами в историю подвигов советских вооружённых сил, а для населения страны это оказалось демонстрацией свершившегося факта – враг повержен, нацистская Германия пала. Этому знаковому и великому событию был посвящён один из шедевров советского плакатного искусства военного времени – произведение «Красной армии – слава!» (также известное как «Дошли до Берлина!») от художника Л. Голованова.
У этого плаката очень интересная история, соединённая из радостных и трагичных моментов. В основе произведения лежит приём рекурсии. Центральный образ плаката – солдат советской армии, радостно и с улыбкой демонстрирующий свои ордена. На фоне можно увидеть стену Рейхстага, возле которой и стоит боец. Рекурсия заключается в том, что на этой стене висит плакат «Дойдём до Берлина!» изображающий всё того же бойца во время перервыва между очередными боями.
На стене также нацарапаны надписи «Дошли!», «2/5/45» (дата взятия столицы Третьего Рейха), «Берлин» и «Слава русскому народу». Плакат прямо таки искрится радостью, которая передалась всем до единого после тяжёлой победы над нацистскими оккупантами. Трагическая история этого плаката связана с прототипом его центрального образа. Им послужил реальный солдат советской армии, снайпер Голосов. Парой лет ранее художник Голованов рисовал его для того, чтобы позже создать плакат «Дойдём до Берлина!», который со временем стал частью его следующей работы.
На ней солдат-победите ль, радостно позирующий на фоне Рейхстага тоже списан со снайпера Голосова. Однако солдата к тому времени уже не было в живых – он погиб годом ранее, во время одной из наступательных операций.
Великая Отечественная война стала для советского плакатного искусства самым настоящим катализатором для активнейшего развития. Общим лейтмотивом плакатов того времени послужили ясное выражение передаваемой идеи, мощная убедительность образов и высочайший уровень патриотического пафоса. Даже спустя более, чем полвека произведения того периода поражают своей силой, уверенностью, остротой и неувядающей свежестью.
На долю советских солдат в начале Великой отечественной войны выпало немало тягот испытаний. Каждый день для них был настоящей схваткой на смерть в борьбе против опасного, коварного, превосходящего в числе и силе врага. Войска Третьего Рейха наступали и наступали, захватывали город за городом, село за селом, деревню за деревней.
К концу осени 1941 года положение Советского Союза было незавидным: пали Киев, Минск, Одесса и Харьков, Ленинград был окружен гитлеровскими войсками и заключён в мощнейшее блокадное кольцо. К ноябрю 1941 года враг подступил к главному городу государства – его столице, Москве.
В этот момент перед советским партийным руководством была поставлена важнейшая и серьёзнейшая задача – бросить все необходимые силы для защиты города и всяческим образом повысить моральный и боевой дух горожан. Для этого была развёрнута мощнейшая агитация, несущая в себе одну главную мысль – любой ценой удержать Москву, ни за что не отдать её на откуп Гитлеру и его приспешникам.
Кампания велась на всех информационных фронтах: на радио, в газетах, через листовки. Одним из средств агитации были и плакат «Отстоим Москву!», нарисованный авторами Н. Жуковым и В. Климашиным. Вместе этим двум художникам удалось создать яркий и ёмкий образ солдата, который защищает столицу своего государства. В его глазах – решимость, в его позе – уверенность, в выражении его лица – праведный гнев. Этот солдат – воплощение всех москвичей, которые никогда не сдадут свой город.
«Родина-мать» – один из самых известных пропагандистски х плакатов за историю Советского Союза. Предыстория его создания очень проста, но от того не менее занятна. Плакат появился на свет в первые дни, прошедшие с нападения нацистских войск гитлеровского Третьего Рейха на Советский союз.
Об объявлении войны было передано по всем радиоканалам государства, так что каждый житель страны слышал об этой ужасной новости. Не стал исключением и художник Ираклий Тоидзе, будущий создатель этого шедевра. Как он признался со временем, идея о том, как будет выглядеть плакат, посетила автора совершенно случайно. Тоидзе узнал о немецком нападении со слов своей жены.
Утром 22 июня 1941, года после объявления Советского Информбюро, взволнованная жена художника вбежала к нему в мастерскую с одним лишь только словом: «Война!». Поражённый Тоидзе, увидев весь ужас и спокойную решимость на лице своей женщины, немедленно попросил её замереть на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нём он изобразил обычную женщину в простом красном платье, которая должна символизировать образ России-Матери.
Здесь прослеживается некая преемственность в героине плаката, похожие на которую уже использовались во времена первой войны, а также в период Гражданской войны между Красной армией и остатками белогвардейских войск. В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов.
Позади женщины видны множество штыков, что символизирует мощную силу, стоящую за спиной всей страны. Плакат возымел свою силу: множество призывников под впечатлением от такого пропагандистско го метода старались как можно быстрее записаться в добровольцы для отправки на фронт.
Советское плакатное искусство социального характера – явление очень разноплановое и многогранное. В разные годы существования его подоплёкой служили важнейшие события в истории Советского Союза.
В первые для молодой державы годы основную роль в большинстве плакатов того времени играла классовая борьба. Эта тема была актуальна для революционных лет, когда именно борьба между противостоящими друг другу классами привела к появлению на карте мира нового государства, сформировавшему ся на обломках бывшей Российской империи.
Плакаты того периода подхватили классовую идею и передали её в полной мере. Одним из основоположнико в советского плакатного искусства тех времён является Александр Апсит, латыш по происхождению, известный ещё с дореволюционных времён художник-графис т. Свое становление как творца произведений изобразительног о искусства он прошёл в Санкт-Петербург е. Там, находясь близко к революционным кругам, он и проникнулся идеями классовой борьбы. После революции он переключил своё внимание на плакаты. По его мнению, именно такой вид изобразительног о искусства помогает максимально точно, чётко и доходчиво донести массовому зрителю идеи, заложенные автором.
Одной из самых известных работ Александра Апсита является нарисованный им в 1919 году плакат «1 мая». Его появление автор приурочил к Международному дню рабочих и трудящихся. С учётом взглядов Апсита о борьбе классов несложно догадаться о причине, по которой он решил создать работу к этому празднику.
Композиция плаката состоит из рабочих, позади которых находится земной шар. Во главе рабочего движения – мужчина в красной рубахе, явно символизирующий рабочий класс Советского Союза. Он что-то активно рассказывают другим людям, при этом активно указывая на земной шар, на котором уже видно начало революционного подъёма рабочих, начавшегося с советских земель.
Этот плакат – прекрасная иллюстрация идей и взглядов той эпохи. Согласно им мировая пролетарская революция уже не за горами, а главную роль в ней будет играть именно советский рабочий.
1943 год – переломный момент во всей Великой Отечественной войне. В том году наконец-то удалось то, о чём ещё два года назад советский народ мог только мечтать – Красная армия смогла отбить у врага земли восточной Украины. От нацистского управления избавились Харьков, Запорожье и другие крупные города украинского Левобережья.
Одной из самых сложных операций в том году было форсирование главной водоносной артерии украинских земель – великого Днепра. Венцом этого тактически сложного, но такого важного хода стало взятие Киева, древней украинской столицы. Радость среди всего советского народа трудно было описать словами. Миф о непобедимости немецких войск окончательно был развеян.
Наконец-то появилась твёрдая уверенность, что победа уже не за горами. Солдаты Красной армии, вдохновлённые успешной операцией, всё так же рвались в бой. Такое событие нашло живейший отдых в советской культуре военного времени. Этим событиям стали посвящать песни, стихи, целые прозаические произведение. Плакатное искусство того времени тоже не осталось в стороне. Одним из самых известных агитационных плакатов, посвящённых взятию Киева и форсированию Днепра, стало произведение Виктора Иванова под названием «Пьём воду родного Днепра», созданное в 1943 году.
Центральным образом плаката является советский солдат-красноар меец, пьющий воду из каски, которую он зачерпнул в Днепре. Казалось бы, что в самом образе нет никаких примечательных элементов, однако сам он весь словно источает торжественность момента и твёрдую решимость в том, что освобождение советских земель успешно продолжится и дальше.
Для пущего эффекта плакат в ярком соцреалистическ ом стиле подчёркивает намерения красноармейцев- освободителей: «Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!». Этот плакат – обещание скорого освобождения всего Советского Союза от гитлеровских сил.
Советский плакат обязан своим развитием не только идеологическим заказам партии. Он всегда живо и оперативно реагировал на самые различные знаковые события в жизни общества.
В первые годы существования нового государства, возникшего на развалинах павшей Российской империи, работы основоположнико в советского плакатного искусства были пропитаны революционными настроениями и призывали к скорейшей мировой пролетарской революции.
Во времена Великой Отечественной войны плакату выпала роль сплотить весь советской народ перед гитлеровской угрозой, вдохновить его на бессмертный подвиг во имя свободы будущих поколений и дать всем солдатам сил для борьбы с захлестнувшей весь европейский континент «коричневой чумой». В послевоенные годы главными героями советских плакатов стали самые обычные люди – рабочие, колхозники, трудящиеся, учителя, врачи, пожарные, милиционеры. Однако стране не хватало нового вызова, которым когда-то послужила агрессия нацистской Германии.
Советскому Союзу понадобилось нечто, способное вновь сплотить население всех пятнадцати союзных республик. Именно таким событием и стало строительство Байкало-Амурско й магистрали – грандиозной по своим масштабам железнодорожной ветки. Впрочем, объявить о таком строительстве оказалось просто. Гораздо сложнее было завлечь на него рядовых жителей страны. Тут и пришёл вновь на помощь плакат. Мастера этого дела наперебой стали работы, посвящённые проекту.
Пожалуй, самой известной из них стала агитационная листовка со ставшим немногим позже крылатым названием «БАМ – стройка века!». На нём в характерном супрематическом стиле изображён обычный рабочий на фоне строящегося железнодорожног о полотна. Казалось бы, ничего особенного в этом образе нет, но именно он остался в памяти целого поколения как символ легендарной «стройки века».
Великая Отечественная война шла не только на фронте, но и в тылу. Миллионы советских граждан, не покладая рук, трудились на благо Красной армии, обеспечивая её боеприпасами, амуницией, необходимым снаряжением и провизией. Медицинские части принимали тяжелораненых бойцов, стараясь как можно быстрее поставить их в строй.
Множество промышленных предприятий по всей стране работали на полную мощность только с одной целью – обеспечить всё население воюющей страны едой, теплом и электричеством. Однако, и в тылу немецкие войска пытались создать помехи для работы единого военного механизма, которым во времена Великой Отечественной войны был весь Советский Союз.
Немецкие законспирирован ные диверсионные отряды действовали по всей стране. В их задачи входило множество целей. Они занимались нарушением функционировани я путей снабжения продовольствием , разрушением важных объектов промышленной инфраструктуры государства, уничтожением посевных и урожайных территорий, устранением видных политических деятелей и специалистов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Вред, наносимый деятельностью таких группировок, очень существенно сказывался на военном потенциале Советского Союза, тем самым снижая обороноспособно сть всего молодого государства. Стало ясно, что шпионы могут прятаться под видом даже хорошо знакомых людей. Для того, чтобы донести людям мысль, о том, что нужно поменьше публично рассказывать о каких-либо вещах государственной важности, была проведена соответствующая пропагандистска я компания. Её венцом стал плакат «Не болтай!», созданный в 1941 г. художниками Ниной Ватолиной и Николаем Денисовым.
Образ женщины, не собирающейся выдать потенциальному врагу свои тайны, оказался очень успешным: плакат использовался и после войны, во время идеологической конфронтации с западными странами.
Борьба советского народа с нацистскими оккупантами шла долгих четыре года. В 1945 году было ясно, что победный конец не за горами. К тому времени территория Советского Союза уже была полностью освобождена от гитлеровских войск, но на этом Красная армия не могла остановиться. Познавшие ужас и лишения от войны и видевшие все беды, которые им принёс враг, советские солдаты не могли остановиться лишь на освобождении своих земель. Все прекрасно понимали: надо бить врага и дальше, не сдаваться, пока будет обороняться хоть один нацистский гад. Потому бои всё продолжались и продолжались.
Помощь Советскому Союзу наконец решили оказать союзники. В 1944 году высадкой в Нормандии был открыт Второй фронт. И без того истощённые войной немцы начали отступать всё дальше и дальше. Постепенно поражение и крах Третьего Рейха стал вопросом ближайших недель. В конце концов, под натиском сил союзников нацистская Германия окончательно и бесповоротно признала факт своей капитуляции. Это событие официально было задокументирова но 9 мая 1945 года. Эта дата и стала верхней хронологической рамкой Великой Отечественной войны.
Однако Вторая Мировая война продолжалась. Всё ещё был силён союзник нацистской Германии на востоке – милитаритская Японская империя. Силы Красной армии были брошены на борьбу и с этим врагом. Окончательно японцы капитулировали 2 сентября 1945 года. На этом событии и закончилась Вторая Мировая война. Теперь весь мир мог вздохнуть с облегчением. Эти два радостных события нашли своё отражение в одном из самых известных плакатов, посвящённых победе в войне – произведению «Мы победили!» художника В. Иванова.
На нём изображён радостный солдат-красноар меец, держащий красное знамя с датами капитуляции Германии и Японии. Плакат также выражает благодарность и странам-союзник ам по борьбе с врагами, их флаги изображены внизу. Главным же героем войны плакат демонстрирует советский народ, подвиг которого и на фронте, и в тылу и стал залогом великой Победы.
Одним из первых и наиболее известных образцов советского плакатного искусства в Советской России был плакат под красноречивым названием «Ты записался в добровольцы?». Создан он был в 1920 г. одним из основоположнико м плакатной живописи на советских землях Дмитрием Орловым, создававшим и творившим под псевдонимом Дмитрий Моор.
Предыстория создания плаката отсылает нас в первые годы существования советского государства. На дворе стоял 1920 год. В стране разруха, на некоторых территориях стоит аномальная засуха, вызвавшая ужасный голод. Новое советское правительство всё ещё никем признано среди других стран всего мира. Бывшие союзники в Первой мировой войне в лице стран-участниц Антанты (а это были Франция и Великобритания) проводят интервенцию на территорию бывшей Российской империи с целью свергнуть пришедших к власти большевиков и восстановить привычное им монархическое устройство государства.
Однако, у молодого государства был враг и посерьёзнее. Им оказались остатки войск российской императорской армии, возглавляемые такими видными деятелями белогвардейског о движения, как Деникин и Колчак. Созданная для борьбы с этими силами Рабоче-крестьян ская Красная армия испытывала острейшую нехватку кадров, как среди рядовых, так и среди высшего командования. В связи с этим и было решено провести агитационную кампанию, целью которой было привлечение большего числа служащих в ряды красноармейцев.
Для более наглядной помощи в агитации и был создан плакат «Ты записался добровольцем?». При его написании Дмитрий Моор вдохновлялся известнейшим заокеанским плакатом времён Первой Мировой войны – американским «Дядя Сэм нуждается в тебе». Очень часто циркулируют предположения, что в качестве образа для красноармейца, изображённого на плакате, художник нарисовал самого себя. Плакат использовался и во время Великой Отечественной войны для набора добровольцев в борьбе с немецкими оккупантами.
Великая Отечественная война очень сильно повлияла на плакатное искусство на территории Советского Союза. Естественно, что главной темой тогда было противостояние врагу в лице ненавистной нацистской Германии. Однако, очень интересно проследить то, как изображался недруг на плакатах того времени.
Наше поколение, выросшее и воспитанное спустя больше, чем полвека после окончания Великой Отечественной войны, привыкло видеть гитлеровские войска как злобных, сильных, коварных и подлых противников. В послевоенное время образы немцев были всё так же пропитаны ненавистью к ним, но наметилась тенденция изображения врага как умного, расчётливого, а потому – очень опасного и трудного противника.
Несложно догадаться, с чем было связано такое изображение нацистов. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть заслугу советского народа в победе над немецкими оккупантами. Победить такого сложного и мощного противника мог только по-настоящему сильный и достойный претендент, коим и являлся Советский Союз. Однако, во времена войны, гитлеровская Германия изображалась по-другому.
На первый план выносилось коварство врага, его подлость и трусость, толкнувшая его на нарушение пакта Молотова-Риббен троппа о ненападении между Советским Союзом и Третьим Рейхом, подписанного ещё в августе 1939 г. Советские люди должны были знать, что по ту сторону линии фронта против них сражается очень хитрый и трусливый враг, который не является таким уж непобедимым, каким он себя считает.
Именно так и была изображена Германия на плакате «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Этот шедевр советского плакатного искусства был создан в 1941 г. группой художников-плак атистов «Кукрыниксы» в составе М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова. На плакате изображён солдат-красноар меец, готовящийся смертельно поразить врага – фюрера Третьего Рейха, Адольфа Гитлер. Гитлер на плакате изображён маленьким, сгорбленным человечком, сжавшимся перед ударом советского воина. Идея плаката была проста: враг уже нас боится, а потому победа грядёт, более того – победа уже рядом.