Непринцев Юрий Михайлович
- Просмотров: 27498
Непринцев Юрий Михайлович, живописец
Непринцев Юрий Михайлович (р. 1909), советский живописец и график. Народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1970). Учился в ленинградской АХ (1934-38) у И. И. Бродского. Преподаёт в ЛИЖСА (с 1948). Его жанровые картины ("Отдых после боя", 1951, КНР, Государственная премия СССР, 1952) и офорты (серия "Ленинградцы", 1960-67), отличающиеся точностью и свежестью характеристик, изображают подвиг советских людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Острота психологической характеристики свойственна портретам Непринцева ("Портрет Риты", 1976, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого).
Лит.: И. Г. Мямлин, Ю. Непринцев, [Л.], 1976.
Комментарии
Картина Непринцева «Отдых после боя» стала результатом кропотливой и долгой работы автора над характерами персонажей. Художник испытывает огромное чувство уважения к своим героям и стремится донести его до зрителя. Простое живописное решение не заслоняет собой основной идеи картины – отображение нелегких будней Великой Отечественной Войны, ее обыкновенных героев, которые в суровых и трудных условиях добывали победу для своей Родины.
Непринцев хотел изобразить бойцов Советской Армии не в момент каких-то героических свершений, а во время бытового момента между боями. В персонажах картины ему хотелось воплотить все лучшие качества советского человека, при этом не скатываясь в фальшь и помпезность.
Зритель видит группу солдат Советской Армии на привале, собравшихся вокруг одного из товарищей, который веселит их хорошей шуткой. Центром картины является впечатливший художника литературный персонаж Василий Тёркин. Это находчивый и мужественный солдат, никогда не унывающий и поддерживающий своих товарищей в бою и на привале.
Непринцев долго работал над его образом, прорабатывая его позу, жесты и взгляд. Он также досконально проработал фигуры остальных солдат, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Для этого Непринцев использовал весь свой опыт на фронте, записки своих товарищей, делал множество набросков с бойцов Советской Армии, изучал их жесты, манеру говорить, старался вжиться в образ каждого из персонажей картины. Он хотел придать каждому из персонажей картины присущую только ему индивидуальность.
Художник намеренно не использует игру света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность. Его героев освещает свет мягкого весеннего солнца. Окружающий их пейзаж – это лес ранней весной.