Орлов Сергей Михайлович
- Просмотров: 27069
Орлов Сергей Михайлович, скульптор
Орлов Сергей Михайлович (1911-1971), советский скульптор. Народный художник РСФСР (1968), член-корреспондент АХ СССР (1954). Окончил Вологодский художественный техникум (1925). Автор композиций из фарфора на мотивы русской истории и сказок; работал также в области монументальной скульптуры. Произведения: "Мать" (гипс, 1943, ГРМ), "Александр Невский" (фарфор, 1943-44, ГТГ), "Сказка о рыбаке и рыбке" (фарфор, дерево, камень, 1944, ГТГ; все три - Государственная премия СССР, 1946); памятник Юрию Долгорукому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1954, совместно с А. П. Антроповым и Н. Л. Штаммом, архитектор В. С. Андреев), Афанасию Никитину в г. Калинин (бронза, открыт в 1955).
Лит.: Н. Я. Нерсесов, С. М. Орлов, М., 1956.
Комментарии
Памятник этому историческому деятелю находится в Москве на площади Тверской. Это – один из наиболее неоднозначных московских памятников в городе. Это еще и герой столичного фольклора, а также пример искусства СССР раннего послевоенного периода – конца 1940-х – начала 1950-х гг. Памятнику присущи черты реализма советского типа, а также огромное внимание ко всем второстепенным деталям и декору. Однако он поражает своим величием и грандиозностью.
Юрий Долгорукий справедливо считается основателем Москвы. По традиции, в 1947 г. с огромным размахом было отпраздновано восьмисотлетний юбилей города. Особое же внимание было уделено основателю столицы. Так было решено соорудить памятник основателю столицы.
Автор памятника – мастер пластики и керамики С. Орлов. Памятник буквально тяготеет к стилям древнерусской архитектуры. Строился же памятник в течение семи лет. Длительная стройка была связана в первую очередь тем, что именно в тот года, в который началось сооружение памятника, было решено построить сталинские высотки.
Интересно, что первоначально на этом памятнике планировалась надпись, которая упоминала бы тот факт, что скульптура возведена благодаря заботе советского правительства. Однако автор настоял, чтобы такой надписи не было. Так что перед нами едва ли не единственный случай, когда памятник не отражает господствующую в те времена идеологию. Но от этого он ничуть не стал хуже.
Этот памятник – заслуженный символ столицы. Он пережил различные эпохи и разное отношение к себе – от уважительного к неодобрительном у. Однако сейчас его изображение распространяетс я на многих поздравительных открытках и сувенирах, а все памятные для Москвы события проходят именно возле этого памятника. Это и придает всем торжественным событиям некую изюминку.