Пиросманашвили Нико
- Просмотров: 26580
Пиросманашвили Нико, грузинский художник-самоучка
Пиросманашвили Нико (Николай Асланович) (1862-1918), грузинский художник-самоучка. Работал в Тбилиси. Писал в наивно-примитивной манере вывески для духанов-столовых, увеселительных заведений, картины на темы из жизни горожан, а также пейзажи, натюрморты, изображения животных. Пиросманашвили со свойственным ему непосредственным, наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные по духу произведения, персонажи которых внутренне драматичны и внешне спокойны, романтичны и не лишены конкретных бытовых черт. Пластически завершённые по форме произведения Пиросманашвили отличаются статичностью чётко построенных композиций, часто многоплановых (как бы развивающих действие во времени), строгим, сдержанным колоритом с введением немногих ярких цветовых пятен. Произведения: "Натюрморт". "Кутёж трёх князей", "Дворник", "Компания Бего" (все - в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси), "Рыбак среди скал" (ГТГ), сцены из пьесы Сумбатова-Южина "Измена" (частное собрание, Тбилиси). Дом-музей Пиросманашвили - на его родине, в селе Мирзаани Цителцкаройского района (с 1982).
Лит.: К. М. Зданевич, Н. Пиросманашвили, М., 1964; Ш. Амиранашвили, Н. Пиросманашвили. Альбом, М., 1967; Э. Кузнецов, Пиросмани, Л., 1984.
Комментарии
Нико Пиросмани умер в нищете, но оставил после себя множество живописных полотен, которые на сегодняшний день находятся в музеях. Самой ценной его работой является картина «Маргарита», которую он написал в 1909 году и преподнёс своей возлюбленной. На картине автор показал особый мир гармонии и взаимопонимания , которого ему так не хватало по жизни.
Картина сделана в холодной цветовой гамме. Глядя на изображение, невольно создаётся впечатление лёгкости, невесомости. Полотно выполнено в свойственной манере автора, которая впоследствии получила название примитивизм.
Сильное чувство сподвигло Пиросмани на то, чтобы написать картину для своей возлюбленной. Впервые Пиросмани встретился с женщиной, которая покорила его сердца и одновременно заставила страдать. Художник так и не смог завоевать Маргариту. По словам автора вряд ли кто-то, вообще, смог достучаться до холодного сердца актрисы. Она приехала в Тифлис с бродячим театром. Там Маргарита блистала на сцене до тех пор, пока ей не пришлось уезжать. Было в её красоте нечто отталкивающее, грозное, непонятное людскому взору, это можно было лишь почувствовать.
Маргарита была воплощением зрелой восточной красавицы. Она хорошо одевалась и следила за своей наружностью. Такой её и запечатлел Пиросмани. На полотне Маргарита излучает какое-то необычное сияние, как будто её красота нужна всему человечеству, а не только ему. Фигура девушки резко контрастирует с синим небом. Яркий насыщенный цвет оживляет картину в целом.
Полотно «Маргарита» стало примером особенного взгляда художника на окружающую действительност ь.
Пиросмани – грузинский художник, всю свою жизнь проведший в нищете и безвестности. Лишь после его смерти его объявили новатором, а картины его начали пользоваться успехом. Пока же он был жив, он рисовал вывески и расписывал оконные рамы, делал настенные панно и, из-за отсутствия денег на бумагу, рисовал на черных и белых клеенках, которых было вдоволь в питейных заведениях и трактирах, где он обычно ночевал – своего дома у него не было никогда.
Придерживался стиля примитивизма, никогда нигде не учился, однажды полюбил заезжую актрису и подарил ей множество алых роз – через много лет об этой истории была написана знаменитая песня «Миллион алых роз». В жизни, как и в песне, все кончилось печально – актриса не ответила взаимностью и уехала из Тбилиси.
Для картин Пиросмани характерна своеобразная печать печали и надежды. Они воспевают лучший мир, простой, почти детский мир, где у всех все хорошо, и где все очень понятно, но одновременно, глядя на них, зритель понимает, что мир этот, даже если существует, был бесконечно далек от художника и его жизни.
«Жираф» — одна из картин, изображающих животных, для Пиросмани характерная. Жираф написан аккуратно, очень минималистично, без лишних цветов и украшений. Он стоит в три четверти оборота, на грязновато-зеле ной земле, под бело-синим небом, и смотрит на зрителя печально и вопросительно.
О животных Пиросмани говорили, что у них его глаза – если это так, то у глаза художника были грустными и очень внимательными. Жираф же смотрит с неким вопросом, немного растерянно, с затаившейся на дне глаз мудростью, и сам он черно-белый, а не желто-черный, каким положено быть жирафу – вполне возможно, что у художника просто не было достаточно желтой краски, чтобы закрасить его.
От картины веет печалью и затаенной надеждой – при взгляде на неё больше всего хочется погладить жирафа по умной голове.