Сомов Константин Андреевич
- Просмотров: 29022
Сомов Константин Андреевич, русский живописец и график
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), русский живописец и график. Учился в петербургской АХ (1888-97) и в Париже (1897). С 1925 жил в Париже. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Обращаясь к дворянскому быту XVIII в., иронически стилизуя мотивы искусства рококо и итальянской комедии масок ("Вечер", 1900-02, "Арлекин и дама", гуашь, 1912, - оба в ГТГ), Сомов во многом определил сложение характерного для "Мира искусства" жанра неоромантической ретроспекции, создавал в своих произведениях особый вымышленный "мир прошлого", населённый кукольно-стаффажными персона- жами, ироничная условность которых нередко подчёркивалась стихийно-жизненным, пронизанным солнцем пейзажным окружением. Типичная для "модерна" идея портрета-маски сочетается в его многочисленных портретных работах с точностью психологические характеристики модели ("Дама в голубом", 1897-1900, портрет А. А. Блока, графитный и цветной карандаш, гуашь, 1907, - оба в ГТГ). Работал также в области книжной графики (оформление журнала "Мир искусства" и др.).
Лит.: И. Пружан, К. Сомов. [Альбом], М., 1972; К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников, М., 1979; Е. В. Журавлева, К. А. Сомов, М., 1980.
Комментарии
1869, Петербург – 1939, Париж
Живописец, график. Мастер ретроспективных картин, портрета, пейзажа и натюрморта.
Родился в семье историка искусства, главного хранителя Эрмитажа – А.И. Сомова. С детства хорошо знал работы "малых голландцев". С 1888 учился в натурном классе Академии художеств, затем в 1894–1897 у И.Е. Репина. Во время обучения в Академии сблизился с кругом художников будущего "Мира искусства". В 1899 принял участие в первой выставке объединения. В 1897–1899 совершил поездку в Париж, где занимался в Академии Ф. Коларосси. Член СРХ (1903–1910). Академик Академии художеств (с 1914). В 1923 отправился с выставкой русского искусства в Нью-Йорк. С 1925 жил и работал в Париже.
С 1896 года К.А. Сомов отказался от широкой импрессионистич еской живописной манеры, приобретенной в годы учебы у И.Е. Репина. Под влиянием символизма художник создал ретроспективные картины. "Дама в голубом" (1897–1900) открывает период зрелого творчества. Излюбленные персонажи картин-"конфиде нций" Сомова – дамы и кавалеры и сменяющие их на сцене кукольного, пронизанного иронией театра жизни Арлекины и Коломбины. Мечта о красоте искусства прошлого соединялась у Сомова с иронией, возникающей от ощущения хрупкости видений минувшего. О мире, созданном художником, писал современник поэт М.А. Кузмин: "Беспокойство, ирония, кукольная театральность мира, комедия эротизма, пестрота маскарадных уродцев, неверный свет свечей, колдовство – череп, скрытый под тряпками и цветами, автоматичность любовных поз, мертвенность и жуткость любезных улыбок. О, как он весел, этот галантный Сомов! Какое ужасное зеркало подносит он смеющемуся празднику".
Эти темы воплощались мастером в графических работах 1900-х годов, таких как "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и дама" (1912). В конце 1900-х годов он создал серию портретов представителей искусства Серебряного века: "Портрет А.А. Блока" (1907), "Портрет М.А. Кузмина" (1909) и других.
С течением времени художник не изменил излюбленному кругу тем и сюжетов, оттачивая совершенство своей художественной манеры, соединяющей изысканный язык стиля модерн и стилизацию искусства прошлого. Живя в 1930-х годах в Париже, художник открыл для себя секреты живописи старых мастеров, создал целый ряд своеобразных работ в жанре натюрморта. Последние годы жизни, как и в начале пути, он провел в кругу художников бывшего "Мира искусства".