Толстой Фёдор Петрович
- Просмотров: 32473
Толстой Фёдор Петрович, русский скульптор
Толстой Фёдор Петрович (1783-1873). русский скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же [с 1825; вице-президент в 1828-59, товарищ (заместитель) президента в 1859-68]. В произведениях Толстого, проникнутых поэтическим восприятием античности, отличающихся тонкостью моделировки, гармоничностью композиции, принципы классицизма получили новое, близкое к романтизму истолкование (барельефы со сценами из "Одиссеи" Гомера, воск, 1810, ГТГ; 21 медальон с аллегорическими сценами в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии в 1813-14, воск, 1814-39, ГРМ, гипс, ГТГ и другие музеи). Создал иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька" в манере строгого очеркового перового рисунка (1820-33, ГТГ; издание 1850). ряд картин в жанре "живописи интерьеров", несколько иллюзионистических натюрмортов, множество силуэтных композиций.
Лит.: Э. В. Кузнецова, Ф. П. Толстой, М., 1977; ее же, Федор Толстой. 1783-1873, Л., 1981.
Комментарии
1783, Санкт-Петербург – 1873, Санкт-Петербург
Скульптор, график, медальер, живописец, мастер силуэта. Занимался также изготовлением мебели и созданием сценических костюмов.
Окончил Морской кадетский корпус (1798–1802) и был произведен в мичманы. Одновременно начал посещать классы Академии художеств. В 1804 году вышел в отставку.
С 1806 года служил в Эрмитаже, в 1810–1828 годах работал медальером на Монетном дворе.
Почетный член Академии художеств с 1809 года, преподавал там же с 1825. Профессор медальерного искусства (с 1842) и скульптуры (с 1849). В 1828–1859 годах – вице-президент Академии, с 1859 – товарищ президента. Почетный член Флорентийской Академии художеств (с 1846).
Входил в состав Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения (ланкастерские училища). Член "Союза спасения" и "Союза благоденствия", однако по делу декабристов осужден не был, так как не был посвящен в их замыслы.
Был дружен с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем, К.П. Брюлловым.
В 1814–1836 годах Ф.П. Толстой выполнил серию из 21 медальона в память об Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии в 1813 году. Работа принесла ему всероссийскую славу. Воспитанный на высоких идеалах античности, художник прибегает к языку классицистическ их аллегорий, но за условными формами сохраняет ощущение живого чувства и трепетное отношение к материалу.
Медальерное искусство оказало влияние на графические и скульптурные работы Ф.П. Толстого. Основой его стиля становится доведенный до отточенности контурный рисунок, возможности которого мастер с необыкновенной виртуозностью использует в произведениях самого разного плана: иллюстрациях к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька" (1817–1833), натюрмортах-"об манках" ("Ягоды красной и белой смородины", 1818), многочисленных рисунках к балетам "Эхо" (1842) и "Эолова арфа" (по мотивам "Песен Оссиана", 1838), в восковых барельефах на сюжеты "Одиссеи" Гомера, силуэтах, вырезанных из бумаги. Мир образов Ф.П. Толстого – классически ясный, но почти бесплотный; это мир романтика, видящего его утопичность.
Талант русского живописца Фёдора Петровича Толстого многогранен. Мастер проявил себя и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Особенно популярны его невероятно изящные и лаконичные натюрморты. Наиболее выразителен рисунок «Букет цветов, бабочка и птичка».
На сером фоне неокрашенной стены мы видим скромный, состоящий из нескольких растений букет. Его поставили в прозрачный стеклянный кувшин, чтобы видны были все части цветов от стебля до лепестков. Здесь нет ярких пышных роз или георгин. В букете простые незатейливые по форме растения. Но они выражают настоящую природную красоту, не кричащую, а скромную.
Рисунок максимально сдержан. Автор использует натуральные оттенки тёмного зелёного и яркими пятнами выделяет ключевые детали.
В середине на переднем плане поместился розовый с голубой бусинкой в середине цветок космеи. Лепестки цветка прорисованы настолько живо, что хочется потрогать их и ощутить гладкую прохладную поверхность и рельеф прожилок.
Слева выше всех — красный с белым ободком мак, в середине которого торчат многочисленные тычинки. Ниже справа – оранжевый бархатец с ярко-жёлтой сердцевиной. Он изображен так натурально, что чувствуешь, как по комнате распространяетс я его терпкий запах. Тут же скромный насыщенно синий левкой и незатейливо простой мышиный горошек.
Рядом с букетом мастер рисует представителей фауны: яркую бабочку, гусеницу, ползущую по упавшему на стол листу, и птичку, сидящую на карандаше. Если бабочка расположилась на стеклянной вазе, поближе к цветам, то птица, наоборот, отвернулась от неё, как будто ей всё равно. Её не интересует даже гусеница, которой можно без труда поживиться.
Возможно, её больше привлекает красота цветов, бабочки, гусеницы, которые живут в природе, а не в душной комнате. И она смотрит туда, где простор и настоящая жизнь.
Федор Толстой был одним из самых талантливых и выдающихся художников, живших в XIX веке. В его работы входили картины, скульптуры и медали. Он освоился во многих направлениях искусства и овладел множеством техник и исполнительных приемов.
Современники автора безмерно восхищались его творчеством. Иметь у себя его произведение считалось большой честью.
Идея попробовать себя в медальерном искусстве пришла к Толстому не случайно. Он попал на службу в Монетный департамент. Позже он внес огромный вклад в медальерную пластику тех времен. На медалях он стал изображать сцены, горячо волнующие общественность, такие как великие войны и сражения. Одной из самых лучших его задумок стало изображение «Битвы Бородинской».
На этой медали, сделанной в 1812 году, выбито четыре силуэта мужчин. Один из них славный русский воин, который вступил в неравную схватку со своими врагами. Он облачен в славянские латы. Герой твердо стоит на земле в решительной и напряженной позе.
Противники нападают на него, но победу одержать не могут. Ведь русский дух не сломим, так же как и тело. Один из них уже потерпел поражение и неподвижно лежит в ногах у воина. Другой, похоже, потерял равновесие. А третий еще готов к схватке, но он держит клинок так, чтобы защитить себя, потому что сил на нападение у него больше не осталось.
Художник вложил в работу свое личное отношение к храбрости и неукротимости русских солдат. За родную землю они всегда были готовы вступить в сражения, даже заранее обреченные на проигрыш, но в итоге победа все равно оставалась за ними.
Творческое самовыражение было смыслом жизни Федора Толстого. Любовь и интерес зрителей для него были самой достойной наградой. Этот замечательный художник, своим талантом и трудом, смог добиться того, что его имя осталось в веках.
Интерьерная живопись это достаточно интересное и современное направление художественного творчества. Данное ответвление интересовало не только учеников Венецианова, но и других художественных гениев. Однако настоящей вершиной интерьерного жанра живописи признана картина российского художника Ф. Толстого – «Семейный портрет».
Федор Петрович – это прославленный русский творец, настоящий мастер своего дела. Среди его многочисленных работ есть и талантливые скульптуры, красивейшие медали, художественные произведения, картины и портреты. В своей известной работе «Семейный портрет» автор смог применить все навыки художника-ювели ра. Несмотря на то, что работа достаточно большая, Толстой сумел уделить внимание каждой детали.
Причем все они проделаны до тончайших мелочей, будто бы художник не рисовал картину мазками кисти, а работал над ней словно над ювелирной медалью. Все эти нюансы, тонкая игра цветовой акварели, продуманная миниатюра сделали его работу одной из лучших в своем роде.
Композиция картины достаточно простая и при этом очень строгая, все мелочи и детали интерьера заранее продуманы творцом. Мебель, картина, собака на полу, цветовые сочетания стен и пола. Созерцатель работы будто бы движется вглубь картины по комнатам.
В равновесие этого движение художник рисует картину с глубоким ночным пейзажам, в то время как в гостиной растекается дневной солнечный свет. Древние античные скульптуры, размешенные вдоль стены комнаты, словно замерли во времени. Они перекликаются с расслабленными позами обитателей дома, собравшихся за столом для обеденной трапезы. Кстати в качестве персонажей Толстой изобразил своих собственных членов семи. Все детали в этой картине выполнены в классическом стиле: ваза, люстра, одежда персонажей.