Филонов Павел Николаевич
- Просмотров: 31328
Филонов Павел Николаевич, советский живописец и график
Филонов Павел Николаевич (1881-1941), советский живописец и график. Учился в Петербурге в частных студиях (с 1897) и в АХ (1908-10). Член-учредитель "Союза молодёжи". В начале творческого пути стремление в синтетических художественных "формулах" выразить грядущий "мировой расцвет", общие духовно-материальные закономерности всего хода истории сближало творчество Филонова с футуризмом; одновременно драматическая напряжённость его произведений, мистико-символическая трактовка образов созвучны тенденциям экспрессионизма ("Пир королей", 1913, ГРМ). С 1914 отстаивал принципы "аналитического искусства", основанного на разложении натуры на бесконечно дробящиеся первоэлементы (антропоморфные образования, геометризо- ванные урбанистические и кристаллообразные элементы) и составлении из них сложнейших композиций, способных к бесконечному калейдоскопическому развёртыванию ("Формула петроградского пролетариата", конец 20-х гг., ГРМ).
Лит.: П. Н. Филонов. Каталог выставки, Л.. 1929; Подвиг века, Л., 1969.
Комментарии
1883, Москва – 1941, Ленинград
Живописец, график, теоретик искусства. Создатель "сделанных картин".
Происходит из бедной рабочей семьи. В 1897–1901 учился в малярно-живопис ных мастерских, в 1898 посещал рисовальную школу ОПХ, в 1902–1908 учился в частной школе Л.Е. Дмитриева-Кавка зского, в 1908–1909 – вольнослушатель Академии художеств, где учился у В.Е. Савинского и Я.Ф. Ционглинского. В 1912 посетил Францию, Италию, Австрию. В России сблизился с авангардными, кубофутуристиче скими кругами, дружил с Вел. Хлебниковым, М.В. Матюшиным. В 1910–1914 член художественного объединения "Союз молодежи". В 1923 инициатор создания Гинхука, в 1927–1932 организатор и руководитель группы "Мастера аналитического искусства".
П.Н. Филонов создал направление авангарда – аналитическое искусство. В 1915 написал и проиллюстрирова л книгу "Пропевень о проросли Мировой". В ней воплотилась социально-эстет ическая утопия художника, в основе которой лежит его теория аналитического искусства, опирающегося на принцип "сделанности" – тщательной проработки каждого элемента изображения, создающей впечатление живой, растущей, подобно клеткам организма, формы. Филонов провозглашал новое понимание возможностей искусства, отражающего духовную эволюцию человека: "Так как я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса и бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь бесчисленные предикаты, то я отрицаю учение современного реализма о двух предикатах". По мысли художника, воплощение принципов нового искусства в жизнь должно привести к мировому расцвету. Свои идеи художник опубликовал в манифесте "Сделанные картины" (1914) и "Декларация "Мирового Расцвета" (1923). Параллельно он создавал картины: "Композиция. Корабли" (1913-1915), "Композиция. Ввод в мировый расцвет" (1914-1915), "Цветы мирового расцвета" (1915).
После революции Филонов занимался исследовательск ой и преподавательск ой деятельностью, развивая принципы своего художественного метода, активно участвовал в выставках. В эти годы он создал свои знаменитые серии картин "Формулы" и "Головы". В 1930–1940-е годы, во времена социалистическо го реализма и гонений на формализм, творчество Филонова было забыто. Художник продолжал подвижнически работать. Умер в блокадном Ленинграде. Первая посмертная монографическая выставка художника состоялась в 1988 году.