Флавицкий Константин Дмитриевич
- Просмотров: 27096
Флавицкий Константин Дмитриевич, русский исторический живописец
Флавицкий Константин Дмитриевич (1830-1866), русский исторический живописец академического направления. Учился в петербургской АХ у Ф. А. Бруни (окончил в 1855). В творчестве Флавицкого наряду с влиянием К. П. Брюллова ("Христианские мученики в Колизее", 1862, ГРМ) проявились реалистические и демократические тенденции ("Княжна Тараканова", 1864, ГТГ).
Лит.: Т. Горина, К. Д. Флавицкий, М., 1955.
Комментарии
Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть раз в Третьяковской галерее.
Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения, в основу которого положена реальная история, произошедшая во времена Екатерины II. Таракановыми называли всех незаконнорожден ных детей Елизаветы Петровны, но на картине изображена не просто дочь царицы, которой никогда не было суждено стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую! Назвавшаяся Елизаветой Владимирской она довольно долго жила в Италии, убедив всех в своем родстве с царской династией. Но, спустя время, Екатерины II узнала об обмане, и самозванку посадили под арест в Петропавловскую крепость, где она и погибла, а ее гибель обросла легендами.
Одно из предположений было таковым, что во время разлива Невы камера девушки была полностью затоплена. Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму, и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины.
На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь. Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставле но сущности унылого настоящего.
А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся гибелью и ужасом, который застыл на ее лице. А как живописно автор картины выделяет яркое одеяние княжны и ее одеяло, сверкающее в солнечных лучах, на фоне мрачного и тусклого колорита, что делает картину еще трагичнее: вот он – отрывок из оборванной из-за собственной же ошибки жизни девушки, которая окружена смертью со всех сторон.
Картина Флавицкого в свое время вызвала большое недовольство царской семьи из-за разглашения истории, которая тщательно скрывалась от общественности, причем в такой форме. Но, несмотря на это, мастерски написанное полотно, в котором больше человечности, выразительности и правды, чем чего-то, хоть отдаленно бросающего тень на известную фамилию, не было уничтожено, а хранится и по сей день в Третьяковской галерее.
Картина написана маслом на холсте в 1862 году. Жанр – исторический.
Флавицкий Константин Дмитриевич является русским художником середины 19 века. Он прожил всего 36 лет, но за свою небольшую творческую карьеру создал шедевры мировой живописи. Умер художник от чахотки, оставив свое творческое наследие.
За свои работы Флафицкий награжден почетными званиями. Художник прославился благодаря своим колоссальным трудам, которые он писал по мотивам из христианских источников.
«Христианские мученики в Колизее» — это шедевр исторического жанра. Полотно было создано в Риме. Сейчас оно находится в Петербурге.
На картине изображены мученики, которые скоро будут казнены за свою веру римскими властями. В третьем, четвертом веке в Римской империи было приятно собирать людей для публичной казни всех виновных. Особенно Колизей был переполнен, когда казнили христиан. Всех мученики, которые приняли веру и крест, император кидал на растерзание голодным Львам.
Пощады не было не для кого: ни для женщин с младенцами, ни для стариков. Но истинные мученики, уверовавшие в силу креста и спасителя, отважно принимали страшную реальность. Ведь после этого их души обретали спасение. Полотно Флавицкого заставляет нас задуматься о том, на что были люди готовы ради Бога в начале времен. Совершить свой подвиг в жизни должен каждый и у каждого он разный.
На картине так мастерски переданы контрасты оттенков. В этом подземелье ждут казни одни из первых последователей христианской религии. Дверь уже распахнута, а это значит, что скоро мучеников ждет жестокая расправа.
Колизей мог поместить в себя 78 тысяч зрителей, который жадно требовали казни, но постепенно в Риме стали понимать, что данное развлечение жестоко и омерзительно. К концу четвертого века казни над христианами прекратились.
Полотно находится на хранении в Государственном Русском музее. Санкт-Петербург .