Чижов Матвей Афанасьевич
- Просмотров: 27824
Чижов Матвей Афанасьевич, русский скульптор
Чижов Матвей Афанасьевич (1838-1916), русский скульптор. Учился в СХПУ (1856-57), МУЖВЗ (1857-60), в петербургской АХ (1860-67) у Н. С. Пименова и П. К. Клодта. Преподавал в ЦУТР (1879-1910). Произведения Чижова ("Крестьянин в беде", бронза, 1872, "Мать учит свою дочь родному слову", гипс, 1873, - оба в ГРМ) по жанровой трактовке почерпнутых из народной жизни тем близки творчеству передвижников. Автор ряда портретов.
Лит.: В. Ермонская, Скульптор М. А. Чижов, в книге: ГТГ. Материалы и исследования, [т. 1, М.], 1956.
Комментарии
1838, д. Пудово Московской губ. – 1916, Петроград
Скульптор-монум енталист, жанрист и портретист.
Родился в семье крестьянина-кам енотеса. В 1856–1857 учился в Москве в Строгановском училище у В.С. Боровского, затем в 1857–1859 в МУЖВ у Н.А. Рамазанова. В 1860 поступил в Академию художеств в класс к Н.С. Пименову, прервал обучение из-за работы в 1860–1862 над памятником "Тысячелетие России" в Новгороде, под руководством М.О. Микешина.
Систематические занятия в Академии художеств начал в 1863, окончил в 1867 по классу П.К. Клодта. За мастерское исполнение произведений неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями. В 1867 награжен большой золотой медалью за программный барельеф "Воскрешение сына Наинской вдовы", получил звание художника 1-й степени и право пенсионерской поездки в Европу. В 1868–1874 как пенсионер Академии художеств жил и работал в Италии. В 1873 удостоен звания академика за скульптурные группы "Игра в жмурки" и "Первая любовь". В 1874 получил золотую медаль "за экспрессию" за композицию "Крестьянин в беде" (1873). В 1875 награжден медалью "Souvenir reconnaissant de M-me Le Brun" за статую "Резвушка" (1873). Дважды награждался золотыми медалями на международных выставках – в Вене и в Париже. В 1879–1909 преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в С.-Петербурге. В 1878–1916 был реставратором и хранителем скульптуры Эрмитажа.
М.А. Чижов разделял взгляды славянофилов, интересовался деятельностью Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова. Был человеком европейски образованным и разносторонним, при этом в искусстве тяготел к натурализму, ставил перед собой задачи, сходные с теми, которые решали передвижники в живописи; для его творчества характерны описательность, внимание к сюжетной канве произведения и прямолинейность характеристик персонажей и жизненных ситуаций.