Шадр Иван Дмитриевич
- Просмотров: 28684
Шадр Иван Дмитриевич, скульптор
Шадр Иван Дмитриевич (настоящая фамилия - Иванов) (1887-1941), советский скульптор. Учился в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903-07), в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1907-08), в Париже (1910-11), где пользовался советами О. Родена и Э. А. Бурделя, и в Риме (1911-12). Участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Ранние произведения Шадра (проект памятника "Мировому страданию", 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля "модерн". После Октябрьской революции 1917 тяготение Шадра к романтической трактовке образов, к выразительности индивидуальных характеристик получило более конкретный и одновременно обобщённый, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл ("Красноармеец", "Рабочий", "Сеятель", "Крестьянин" - всё гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе в 1951, ГТГ). Революционный порыв народных масс воплощён в скульптуре "Булыжник - орудие пролетариата" (гипс, 1927, ЦМЛ; бронза, 1947, ГТГ). Итогом поисков Шадра в области монументальной скульптуры стали органически слитый с архитектурой и окружающим горным ландшафтом памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (бронза, камень, 1927, Грузинская ССР) и памятник М. Горькому в Москве (проект, бронза, 1939, ГТГ; осуществлён в 1951 В. И. Мухиной совм. с З. Г. Ивановой и Н. Г. Зеленской). Символическая обобщённость образов характерна для портретного творчества Шадра (статуя В. И. Ленина, мрамор, 1934, ЦМЛ; "Максим Горький. Буревестник", бронза, 1939, ГТГ).
Лит.: О. Воронова, Шадр, М., 1969; Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе, составитель О. Воронова, М., 1978.
Комментарии
В Москве в Парке Декабрьского Восстания стоит бронзовая скульптура под названием «Булыжник – оружие пролетариата». Его создатель – русский и советский скульптор Иван Дмитриевич Шадр, творивший на стыке двух эпох.
Это произведение является одним из лучших образцов реализма советского периода. Скульптура представляет собой собирательный образ представителя пролетариата, готового бороться со своими угнетателями. Это фигура рабочего, который выламывает из булыжной мостовой камень. Он с ненавистью смотрит в сторону своего врага и готов в любой момент запустить в него своим булыжником.
Скульптор создал фигуру не солдата или убийцы, а простого работяги, честного человека, который доведен до отчаяния сложившейся ситуацией и готов на все, чтобы бороться. Этот пролетарий не планировал борьбу с власть имущими, не разрабатывал стратегию и тактику. У него нет никакого оружия, и он вряд ли умеет им пользоваться. Все, что он может противопоставит ь своим врагам в борьбе за свободу – это обычный булыжник из мостовой.
Свое произведение Шадр вылепил с высокой точностью, соблюдая все анатомические пропорции. Скульптор работал над произведением в соответствии с канонами классической скульптуры – это отмечают все искусствоведы. Кроме анатомической точности, в фигуре рабочего прослеживается та же экспрессия, которой отмечены классические образцы античности типа «Дискобола» или «Давида».
При этом классическая скульптура насыщена современным содержанием – герой революционного периода, который готов на все ради свободы и ниспровержения несправедливого строя. Интересно, что современники Шадра не жаловали его скульптуру, обвиняя автора в искусственности и неестественност и.