Шевченко Тарас Григорьевич
- Просмотров: 27762
Тарас Григорьевич Шевченко, украинский художник
Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861), украинский художник; поэт, мыслитель, революционный демократ. До 1838 крепостной помещика П. В. Энгельгарда. Учился в петербургской АХ (1838-45) у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его художественного творчества проявилась уже в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский музей Т. Г. Шевченко; серия офортов "Живописная Украина", издание 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в 1847-57 в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами", тушь, бистр, 1856-57). По возвращении из ссылки много работал как гравёр (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких психологии, портретов (автопортрет, 1840-41, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.
Лит.: Е. Б. Вандровская, Т. Г. Шевченко - художник, А.-А., 1963: Шевченкiвський словник, 2 вид., т. 1-2, Кипв, 1978.
Комментарии
Не каждый человек знает, что известный писатель и поэт Тарас Шевченко был тесно связан не только с литературой, а и с живописью. Действительно, в начале своего пути в искусстве он был замечен именно как художник, благодаря чему был отправлен на учебу в Россию.
В 1842 году после создания поэмы «Катерина» Тарас Шевченко написал маслом картину, выполнив ее в стиле реализма, по тому же сюжету, выбрав сцену, идущую сразу после прощания главной героини с ее возлюбленным — «москалем». По сути, «Катерина» 1842 года является авторской иллюстрацией к стихотворению, но также полна по некоторым предположениям разнообразных символов (Катерина, как образ Украины, русский солдат, как Российская Империя, крестьянин, как свобода в далеком прошлом).
Что же происходит на картине, если обратиться к тому, что видит человек, ничего не ведающий ни об истории украинского народа, ни о творчестве Тараса Шевченко?
Изображена миловидной внешности девушка, опустившая голову, ступающая по пыльной дороге босыми ногами. На ней — традиционная украинская одежда: белая рубашка с красным бантиком, длинная юбка, не доходящая сантиметров двадцать до щиколоток, венок с лентой, сходной по цвету с ее алым фартуком. Ее, эту печальную темноволосую девицу, если судить по названию картины, зовут Катерина.
На той же пыльной дороге под древом сидит мужчина, скрестивший и руки, и ноги. Ему около 40-50 лет. На его лицо падает тень от широкополой соломенной шляпы; впрочем, видно, что этот человек усат, а волосы его черны, как смоль. Зато его льняная одежда, контрастирующая со смуглой кожей, бела.
Чуть вдали на вздыбленном коне сидит солдат Российской Империи – тот самый «москаль». Очевидно, он собирается уезжать, поэтому, несмотря на детальность, его фигура несколько смутна.
Задний план – это традиционный пейзаж, но скрытый в тумане. Пыльная мельница и равнина, а более – совсем ничего.
Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861).
Один из самых знаменитых поэтов Украины. Но не многие знают о том, что этот талантливый человек имел еще и дар художника.
В Академии художеств, которую он окончил с отличием, его называли «русский Рембрандт» и прочили блестящую карьеру.
В совершенстве владел почти всеми техниками живописи, начиная от станковой, графики, сепии и заканчивая акварелью, маслом, карандашом, пером и тушью. Маслом Шевченко работал немного, больше акварелью. Всего создал 835 картин, гравюр и рисунков, 270 его работ считаются утерянными.
Работы раннего периода написаны неправильными пересекающимися в разнообразных направлениях штрихами разной длины, которые создают световые эффекты контуров. Стиль ранних произведений — критический реализм, изображающий житейские сюжеты, реальные пейзажи и людей без прикрас и романтизма.
К таким рисункам относится и «Мария». Выполнен в 1840 г. к поэме А.С. Пушкина «Полтава» для публикации в альманахе «Утренняя заря». Шевченко проникся глубиной пушкинских строчек, как было и с его картиной «Катерина», которую он нарисовал к своей одноименной поэме.
Спящая и безмятежная Мария даже не подозревает, с какой новостью к ней в покои явилась мать.
Муж Марии — Гетман Иван Мазепа собирается казнить ее отца, своего тестя. Мать хочет просить защиты у дочери. На ярком красном и синем фоне отчетливо выделяются лица матери и дочери, которые показаны художником с тонким психологизмом и живостью.
Световой контраст картины передает весь трагизм ситуации – спящая, как будто светящаяся в солнечных лучах безмятежная дочь и тень на лице матери, делающая ее словно «почерневшей» от горя.
Рисунок «Мария» бесценен тем, что слева имеет дату и подпись самого автора – великого и свободного певца украинского народа.
Т. Шевченко на протяжении своей жизни нарисовал много своих автопортретов. До наших дней дошли не все работы. Один из самых известных и ранних автопортретов, это созданная художником работа в 1840 года. Работа на холсте, написана маслом, в овале. Автопортрет Шевченко одна из первых работ, написанных маслом.
На картине изображен молодой художник и поэт. Романтичный образ был создан в сине-зеленых тонах, с добавлением красного цвета. В этой работе ощущается влияние Карла Брюллова. Картина не завершена.
Примечательно, что Шевченко не старался себя приукрасить. Он рисовал свои автопортреты реалистичными.
В 1840 году Шевченко еще учился в академии искусств, в Петербурге. Друзья Шевченко помогли ему, выкупили из крепостничества , и теперь он учится в академии.
На этом автопортрете изображен молодой, 26-летний поэт и художник. Открытое лицо художника смотрит на зрителя. Темные волосы, открывающие лоб. Легкая улыбка играет на губах. Взгляд говорит о многом. Здесь и грусть от пережитых времен, будучи крепостным, и ожидание лучшей судьбы.
Приподнятый подбородок говорит об упрямстве и настойчивости человека. Лицо Тараса Шевченко освещено лучами, а сам он изображен на темном фоне. Юношеский взгляд, ожидающий счастливого будущего. Взгляд еще немного доверчивый. Он еще не знает, что его ждут допросы, тюрьма, запреты писать и рисовать. Сейчас он свободен и готов творить. Все трудности ждут его потом, а сейчас он вдохновлен и готов трудиться.
Конечно, с холста других автопортретов, на зрителя смотрит уже другой человек, испытавший трудности.
Эта уникальная способность, передать чувства и мысли человека, талант художника изложить свои мысли на холсте, присущи далеко не всем. Тарас Шевченко смог передать свои мысли и настроение и в первом автопортрете, и в последующих работах.
Сейчас автопортрет 1840 года находится в Национальном музее Тараса Шевченко.