Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Яблонская Татьяна Ниловна

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Яблонская Татьяна Ниловна, живописец

Яблонская Татьяна Ниловна (р. 1917), советский живописец. Народный художник СССР (1982), действительный член АХ СССР (1975). Училась в Киевском художественном институте (1935-41); преподавала там же (1944-52 и 1966-73). В пейзажах и тематических картинах Яблонской раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, тема свободного, социалистического труда ("Хлеб", 1949, ГТГ; Государственная премия СССР, 1950), им свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность ("Весна", 1950, ГРМ; Государственная премия СССР, 1951). Широко обобщенные образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни, созданы в картинах "Безымянные высоты" (1969), "Вечер. Старая Флоренция" (1973; обе - в ГТГ), "Лён" (1977, Министерство культуры СССР; Государственная премия СССР, 1979). Живописная манера Яблонской 60-70-х гг., основана на традициях украинской настенной живописи, отличается насыщенностью цвета, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях - тонкостью пластического и цветового ритма.

Лит.: Л. И. Попова, В. П. Цельтнер, Т. Яблонская, М., [1968]; Е. Г. Короткевич, Т. Яблонская. Альбом, М., 1980.

Комментарии  

+1 # Описание картины «Хлеб»Яблонская Татьяна Ниловна 27.02.2016 13:50
Описани е картины Татьяны Яблонской: Хлеб.

Картина «Хлеб» – это одна из наиболее известных работ широко известной художницы Татьяны Ниловны Яблонской, написанная ею в 1949 году.
На картине изображено время, наступившее уже через несколько лет после окончания войны. Но нет в ней горя или сожаления, а только радость и счастливые лица. Пейзажа картины практически не видно – он представлен темным лесом и небольшим кусочком неба, а важно на ней совсем другое. Главные герои картины – это колхозники во время страды, которые очень трудолюбиво выполняют свою работу под ласковым летним солнцем. И, конечно же, хлеб – его золотистыми теплыми зернами усеяно все вокруг!
На переднем плане две женщины-колхозн ицы собирают россыпи хлебных зерен в мешки. Одна из них, одетая в зеленую юбку, рубашку в горошек и белый платок, спешит завязать уже наполненный мешок, а вторая – закатывает рукава белой рубашки, чтобы не мешали трудиться. На ее лице улыбка, подобную которой, наверняка, мы могли бы заметить и на лицах других работников. Им весело, они счастливы, ведь уродился такой хороший урожай!
Чуть дальше мы видим много таких же женщин, наполняющих мешки, а за ними – мужчин, которые укладывают эти мешки в кузова машин. Люди весело переговариваютс я, шутят, смеются! Все заняты общим делом – уборкой урожая, и видно, что они рады труду и ни для кого он не в тягость, а напротив, каждый стремится сделать как можно лучше свою работу.
Татьяна Яблонская хотела изобразить в своей картине жизнь, которая действительно вызывает восторг. Этот восторг появляется от реалистичности картины, от сплоченности коллектива, от энергичности, красоты и здоровья каждого персонажа. «Хлеб» звучит гимном народному труду, воодушевляет и в полной мере передает царившую тогда атмосферу. Недаром она принесла своему автору славу по всей стране и Сталинскую премию второй степени.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+4 # Описание картины «Утро»Яблонская Татьяна Ниловна 27.02.2016 13:51
Описани е картины Татьяны Яблонской: Утро.

Картина Татьяны Яблонской «Утро» относится к 1954 году. В ней подчеркивается красоты обыденной жизни. Название произведения говорит само за себя: на полотне изображено ранее утро. Об этом «говорят» яркие краски, передающие солнечное освещение, а также неубранная кровать, из которой, видимо, главная героиня-девочка только что вылезла. Если говорить о времени года, то, скорее всего, это май.
За окном еще клубится ночной туман, и сквозь распахнутые створки балконных дверей в комнату проникает прохлада. Красоту комнаты подчеркивает вьющееся вдоль стены растение, на листья которого переливаются солнечные лучи. Оно же свидетельствует о том, что хозяева дома стремятся перенести природную красоту в свое жилище.
Если более пристально взглянуть на убранство комнаты, то можно предположить, что она принадлежит людям искусства. Подвешенное на стене блюдце имеет тот же узор, что и закрепленная выше ваза. Две ветки плюща, выходящие из нее, аккуратно закреплены над балконным проемом и окном. Листья растения создают подобие арки, как будто приглашая выйти на свежий воздух.
Центральную часть картины занимает девочка примерно 10 лет. Несмотря на то что стан ее довольно хрупкий, она излучает здоровье и бодрость духа. Висящий на стуле красный галстук свидетельствует о том, что девочка состоит в рядах пионеров.
На круглом столе, расположенном в нижнем правом краю картины, можно заметить половину белого хлеба и кувшин. По-видимому, художница таким изобразила завтрак девочки.
Вся картина пропитана утренней свежестью. Это подчеркивают и выбранные тона: зеленый, белый, песочный. И девочка, и зрители с готовностью встречают наступление нового дня, радуясь текущему моменту. О последнем говорит прикрытые глаза «героини»: то ли от солнечных зайчиков, то ли от того, что она вдыхает ароматы утра.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+3 # Описание картины «Весна»Яблонская Татьяна Ниловна 27.02.2016 13:52
Описани е картины Татьяны Яблонской: Весна.

Эта картина никогда не нравилась художнице. Она обвиняла себя в «пассивном» натурализме и фотографичности , оценивая в целом качество картины как весьма среднее. Однако подобное самоуничижение художницы объясняется отнюдь не посредственност ью картины (чего и в помине не было), а чувством, в котором Яблонская не хотела признаваться даже себе, – гнета и необходимости писать на тему и на заказ. И если написание «Хлеба» можно было оправдать творческим порывом, который воодушевил художницу, то вынужденные компромиссы в лице «Весны», отмеченные второй Сталинской премией, получили клеймо неудачи.
И зря! Ведь это полотно вбирает все приметы стиля Яблонской, и социальный заказ здесь абсолютно ни при чем. Художница в качестве объекта изображения выбрала матерей, гуляющих со своими детьми в парке. Тем самым задается тема детства, очень продуктивная для дальнейшего творчества Яблонской («Утро», «Простудилась») . Натурализм, в котором себя так безосновательно обвиняла художница, – все тот же импрессионизм.
«Впечатление дороже знания», – говорила Яблонская. Эти слова вполне могли стать достойным девизом любого импрессиониста. Яблонская очень умело передает выражения лиц женщин, сидящих на лавочках, – нежные, умиленные и в то же время строгие, сосредоточенные . О детях и говорить не приходится: для каждого маленького персонажа своей картины художница нашла эмоцию. Кто-то завороженно смотрит вдаль, кто-то с глубоким интересом рассматривает некий предмет у себя в руках. Добавим, что полотно все преисполнено движением увлеченно играющих детей и мирно разговаривающих о домашних делах женщин. Все это создает ощущение света, которое несет в себе каждое произведение художницы.
В дальнейшем Яблонская сделает еще пару зарисовок на бытовые темы, которые откроются широкой публике через пятнадцать лет после их написания. Обращение к этой теме после «Весны», ее развитие говорит о неслучайности присутствия этой картины в творческой эволюции художницы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 390 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!