Назаренко Татьяна Григорьевна
- Просмотров: 34717
Назаренко Татьяна Григорьевна, живописец
Назаренко Татьяна Григорьевна (Род. 1944, Москва), живописец. Занимается художественной фотографией. Портретист, пейзажист, жанрист, мастер исторической картины.
В 1955–1962 училась в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, затем в 1962–1968 в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова у Д.Д. Жилинского. В настоящее время преподает в этом же институте.
Лауреат Государственной премии России, действительный член РАХ. Т.Г. Назаренко является одним из лидеров художественной жизни 1970-х годов. Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла произведения, акцент личностной интонации, ирония.
Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко вспоминает: "70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто".
Особую известность ей принесли картины на исторические темы ("Казнь народовольцев", 1969–1972; "Декабристы", 1978). В них она сочетает документальность, дух свидетельства, исторический взгляд и свое представление о событии. Интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и прямого цитирования известных произведений - все это сближает искусство Назаренко с эстетикой постмодернизма.
Комментарии
Художница создает ряд ярких картин, среди которых выделяется это великолепное полотно. Мы видим один их храмов Москвы. Построен он был в честь Вознесения Христа.
Эта церковь расположена необычно. Она находится в том месте, где пересекаются сразу три дороги.
Назаренко смотрит на здание справа немного под углом. Зритель может увидеть саму церковь и ту территорию, которая к ней прилегает. Общеизвестный факт – храмы никогда не строили просто так. Выбор расположения церкви не был случайным.
Можно увидеть территорию с растущими на ней деревьями. Ветви уже полностью оголены, а земля покрыта снегом. Стоит предположить, что мы видим раннюю весну. Мы не видим ни машин ни людей на тротуаре. Церковь занимает центр этой картины. Все другие здания, которые расположены поблизости, кажутся нагромождением непонятных фрагментов.
Здание церкви состоит из двух этажей.
Небольшая пристройка, состоящая из одного этажа, изображена на переднем плане этого полотна. За двухэтажным зданием можно увидеть еще пристройку. Если мы посмотрим немного дальше, то заметим забор, которым огорожен двор церкви. Слева — колокольня. Арки ее действительно впечатляют, а крест теряется где-то в вышине. Красные стены и белый снег придают храму нарядный вид.
Назаренко создает акцент на церкви не только с помощью композиции. Также она умело выделяет ее с помощью красного и белого тонов. Но художница также дополняет картину и другими оттенками. Полотно словно светится. Такой нарядный вид придают ей оттенки желтого, зеленого и сиреневого. Можно предположить, что на полотне изображено послеполуденное время. Снег уже растаял на дороге под колесами машин. Для дороги выбрана черная краска.
Назаренко создает необычную картину. Кажется, что изображенная ею церковь. Это подлинное олицетворение праздника Вознесения.
Татьяна Назаренко — одна из художников стыка эпох, творившая ещё при Советском Союзе, и благополучно перенесшая свой дар, как знамя, в современную нам Россию. Её картины, как правило, сюжетны, либо же изображают людей.
Перспектива в них часто бывает нарушена, персонажи, которые не должны сталкиваться, оказываются в одном месте в одно время.
«Московский вечер» среди них фактически эталонна. На ней изображены друзья художницы — молодые, собравшиеся помузицировать в её мастерской. Две гитары, флейта, чистый женский голос, они вместе поют и встает за ними, вместо душных и давящих стен комнаты, живой простор Москвы. Можно увидеть башни Кремля, купола Соборной площади, старые,уютные дома ещё царской постройки.
На столе перед друзьями — бумаги разных эпох. Можно разобрать старые фотографии, вынутые из старого альбома, на которые торжественные незнакомые люди смотрят в кадр сурово и строго. Номера журналов, которые не выходят уже много лет, наброски чьей-то легкой рукой, портрет крепостной, который мало кто уже узнает. Эпохи переплетены — встает за молодыми людьми расплывчатый, тонкий, ирреальный портрет Елизаветы Петровны Чаревиной, написанный когда-то Григорием Островским.
Старая женщина смотрит изнутри собственного «нигде», вязи времен, которая разделяет её и собравшееся в мастерской общество, и выглядит одновременно отстраненной и материальной, одной из всех, равной в кругу друзей, которых отделяет от неё почти два века.
Эта картина — о неизбежности времени, о неумолимости его хода, и одновременно о том, как легко и свободно мысль человеческая может его преодолеть. Как легко встают за людьми времена, которых они не застали, и сколь близкими иногда кажутся эти времена — в старых книгах, в зданиях, которым несколько веков, в бумагах, романсах и мыслях.