Джакометти, Альберто
- Просмотров: 3511
Альберто Джакометти швейцарский скульптор, живописец и график.
Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария — 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) — швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века. Джакометти родился 10 октября 1901 года в округе Боргоново швейцарской коммуны Стампа в семье художника Джованни Джакометти. Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве, когда он начал заниматься лепкой и живописью. В 1919—20 гг. обучался живописи в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремёсел по классу скульптуры. В 1920 и 1921 путешествовал по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима.
С 1922 года жил и работал в Париже, где сблизился с Андре Бретоном, Луи Арагоном, Пикассо, Миро, Максом Эрнстом, Сартром, Беккетом и др. Учился в студии Гранд Шомьер в Париже (1922—1925) у Э. А. Бурделя. Летние месяцы проводил в Швейцарии. Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако в Париже он испытывает влияние кубизма («Торс», 1925; «Персонажи», 1926—1927), увлекается искусством Африки, Океании, древней Америки («Голова», 1925; «Скорчившийся человечек», 1926; «Женщина-ложка», 1926). Публиковался в журнале «Сюрреализм на службе революции». В 1927 его работы были представлены в Салоне Тюильри, первая персональная выставка состоялась в 1932. Скульптура этих лет («Женщина-ложка», 1926; «Клетка», 1930; «Женщина с перерезанным горлом», 1932; «Сюрреалистический стол», 1933) соединяет элементы кубизма с архаической пластикой Океании, сновидческой фантастикой, агрессией и эротизмом. После Второй мировой войны, годы которой Джакометти прожил в Женеве, он приходит к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике («Идущий человек», 1947; «Портрет Аннеты», ок. 1950; «Бюст Диего», 1954). В послевоенный период Джакометти был отмечен многими, включая Сартра и Жене, как выдающийся художник-экзистенциалист. Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса, в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда. Писатель Франсис Понж ярко отразил этот аспект творчества Джакометти в статье "Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti"опубликованной в «Cahiers d'Art”, Париж, 1951. «Человек…человеческая особь…свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек — и одинокий человек — утративший связь — в полуразрушенном страдальческом мире — кто ищет себя — начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненая правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я». В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения объёмов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке — проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица.
Комментарии
Шагающий человек – общеизвестная скульптура, которая пронзила своим глубоким смыслом все мировое искусство XX века. Авторство принадлежит гениальному мастеру, графику, художнику Альберто Джакометти (1901-1966). Новый взгляд на существование обычного человека, обеспечили ему известность не только в родной Швейцарии, но и в других знаменитых арт-столицах.
Эта скульптура была создана в 1961 году и стала толчком для творения последующих произведений подобной тематики. Высота статуи достигает 183 см. Вылита из бронзы, она изображает одинокого человека, замершего в полушаге с раскрытыми руками. Внешний облик обозначен крайне минимально – это тонкая, хрупкая сильно вытянутая фигура. Образ скульптуры символичен: выполнена в русле канонов экзистенциализм а, она призывает вернуться к проблемам простого, уязвимого человека. Отличительной чертой произведения стоит отметить огромные ступни фигуры, которые значительно выделяются на фоне худощавого тела.
Будучи великим гуманистом, Альберто Джакометти таким образом преподносит всю суть “шагающего человека”: несмотря на трудности, человек в силах ступать дальше, преодолевая их. Стоя крепко на земле, ему не страшно упорно идти к своей цели. К тому же, дополнительно автор акцентирует внимание на чертах лица фигуры — заостренное по форме, с пронзительным взглядом оно вселяет надежду на осуществление всех намерений.
На всеобщее обозрение скульптура была представлена впервые в 1962 году на международной художественной выставке в Венеции. Она была принята с большим успехом и доказала уникальное мастерство автора. Эта работа стала вершиной в творчестве Альберто Джакометти, его экспериментов с человеческой формой и символами.
На сегодняшний день “шагающий человек” не потерял свою значимость в современном искусстве. Настоящая борьба разгорелась вокруг продажи этой скульпторы в феврале 2010 года на аукционе в Лондоне. Счастливой владелицей стала Лили Сафра из Бразилии, которая приобрела статую за ошеломляющую сумму в 65 млн фунтов стерлингов (более 104 миллионов долларов).