Кало, Фрида
- Просмотров: 3732
Кало де Ривера Фрида мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.
Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera), или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderon; Койоакан, Мехико, 6 июля 1907 — 13 июля 1954) мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам. Всю жизнь у неё было слабое здоровье, она страдала полиомиелитом с возраста шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу, и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910 год Мексиканской революции). Её отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным. В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей 22. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия. С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство. В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой. В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке. Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды Кало предполагали, она умерла от передозировки, и её смерть могла быть неслучайной. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось. Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств. С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.
Лит.: Teresa del Conde. Vida de Frida Kahlo. — Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976. Teresa del Conde. Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. — Barcelona, 2002. Drucker M. Frida Kahlo. — Albuquerque, 1995. Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). — S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996. Frida Kahlo. (Cat.). — L. The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. — N.Y., 1995. , 2005. Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. — М.: КоЛибри, 2006. Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль. — М., 2006. — 96 с. Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. — N.Y., 2007. Эррера Х. Фрида Кало. Viva la vida!. — М., 2004.
Комментарии
Это творческая личность родилась в Мексике в 1907 году. При всей своей трагичности биографии, она была жизнерадостной и весёлой женщиной со своей загадочностью и мечтой о новом будущем.
Именно это позволило ей при написании картин передавать все свои душевные муки и боль, слёзы и утрату непостижимого и многое другое, что связывало её судьбу. Одновременно в работах Кало прослеживается не только влияние народной мексиканской культуры и искусства, но и европейской живописи. Стиль наивности и простоты, можно сказать, где-то грубости подчеркнут в её картинах.
Большая часть её работ посвящена ей самой, так как длительное время Фрида провела в одиночестве. Из-за автокатастрофы она была прикована к постели и писала картины лёжа. Именно это событие перевернуло всю её дальнейшую жизнь. Но ни на одном автопортрете Фрида не испытывает радость и не улыбается. Она всегда серьёзна. Сросшиеся брови, еле заметные усики над губами, которые постоянно плотно сжаты. Чёрные, красивые и длинные волосы всегда аккуратно прибраны сзади головы в пучок или распущены по плечам. Лицо и шея открыты.
Строгость и сила характера чувствуется в её автопортрете. Длинная и красивая шея иногда обрамлена ожерельем. Плечи расправлены, голова приподнята, спина ровная, создаётся впечатление прекрасной и горделивой осанки. Цветовая гамма автопортретов заставляет задуматься зрителя, так как она в большинстве своём серая, из темноватых тонов. Это скорее подчёркивает как строгость, так и не совсем, может быть, здоровое или болезненно грустное настроение героини.
О чём она может грустить? О неудавшейся попытке сделаться матерью, а может о жизни не такой уж и лёгкой. Но, несмотря на такую тяжёлую судьбу, Фрида оставила после себя большое наследие, около 200 картин не включая зарисовки.
Картина «Две Фриды» написана в 1939 году. Художница писала сама себя. Материалами для написания произведения послужили холст и масло, размеры полотна составляют 173 на 173 сантиметра. В настоящее время картина хранится в Мехико, в Музее современного искусства.
Нелегкая судьба Фриды Кало, автора картины, наложила отпечаток и на ее искусство. Реальность предстает нам на ее полотнах болезненной, преломленной, сюрреалистичной . Фрида создает свою собственную реальность, убегая в нее от настоящей жизни и переживаний, прячась от невзгод и многочисленных болезней. Наверное, в какой-то степени, живопись была для Фриды Кало излечивающим инструментом, помогающим выплеснуть то, что копилось в ее душе. В какой-то степени, Фрида со своих собственных полотен была сама для себя воображаемым другом.
Взглянем же на картину «Две Фриды». На ней две женщины в праздничных нарядах сидят, держась за руки. У обеих женщин одинаковое лицо. Их грудные клетки просвечивают, открывая зрителю ярко-красные сердца с надрезанными артериями. В руках одной из женщин ножницы, а ее белоснежное платье окроплено кровью. На заднем фоне чернеют густые облака.
Мрачноватая картина, но и повод к ее написанию был не самым приятным: Фрида писала ее под впечатлением от разрыва с супругом. Диего Ривер также был мексиканским художником, и их отношения были бурными и яркими, и пережить разлуку было очень тяжело для женщины. Кало говорила, что Диего был влюблен в одну Фриду, а она стала другой, и изображает обеих Фрид на этой картине. Одна из них мексиканская, другая европейская, о чем можно судить по их платьям.
Картина «Две Фриды» наполнена болью, но, вместе с тем, имеет огромную художественную ценность. Запоминающиеся образы, сила воздействия, символизм, — все это делает ее настоящим произведением искусства.