Герасимов Александр Михайлович
- Просмотров: 32834
Герасимов Александр Михайлович, живописец
Герасимов Александр Михайлович (1881-1963), советский живописец. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54), президент АХ СССР (1947-57). Учился в МУЖВЗ (1903-15) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Член АХРР (с 1925). В дореволюционный период работал главным образом над пейзажами ("Тройка. Зимняя дорога", 1912, ГТГ). В советское время обратился к жанру портрета и торжественно-репрезентативного портрета- картины ("Ленин на трибуне", 1929-30, ЦМЛ; "И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле", 1938, Государственная премия СССР, 1941, портрет О. В. Лепешинской, 1939, - оба в ГТГ); одновременно работал над отмеченными сочной пластичностью формы, предметной осязаемостью жанровыми картинами ("Баня", 1940), натюрмортами ("Полевые цветы", 1950), пейзажами ("После дождя", 1935, ГТГ). Государственная премия СССР (1943, 1946, 1949).
Соч.: Жизнь художника. [Вступительная статья И. Гронского], М., 1963.
Лит.: Д. М. Осипов, А. Герасимов, М., 1981
Комментарии
1881, Козлов Тамбовской губернии (ныне Мичуринск) – 1963, Москва
Живописец, художник театра, архитектор. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Участвовал в оформлении массовых празднеств.
В 1903–1910 годах учился в МУЖВЗ на живописном отделении у К.А. Коровина, А.Е. Архипова и там же в 1903–1915 на отделении архитектуры. Член общества "Свободное творчество" (1912–1913, 1915–1918), АХРР (1925–1932).
Принимал активное участие в организации Союза художников.
В 1949–1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР.
В 1947–1957 – президент АХ СССР.
Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Лауреат Государственных премий СССР, награжден орденом В.И. Ленина, доктор искусствоведени я. Получал многие правительственн ые награды.
Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистическо го реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-форм алистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]".
В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.
Картина Александра Герасимова «Дары осени» является типичным классическим натюрмортом. Как известно, одним из популярных элементов натюрморта является букет у окна. Окно способствует передаче необычного освещения и интересной игре светотеней. Если букет, как на этой картине, стоит в прозрачной банке или вазе, у зрителя появляется возможность понаблюдать за преломлением света через призму стекла. Герасимов не первый раз прибегнул к такой композиции, но особенно удалась ему эта картина. На столе видны плоды, которые являются характерными для этого времени года. Судя по не броскости, художник не готовил их специально, а просто взял то, что было под рукой.
На переднем плане видны два наполовину опустошенных подсолнуха. Это добавляет нотку интриги в композицию, так как зритель сам должен догадаться съели ли птицы семена или, пока готовились инструменты для композиции, ими поживился кто-то из домашних. Герасимов очень удачно использует контраст в цветках подсолнуха, которые всегда являлись символом богатства природы. Единственный одинокий элемент композиции – грибочек. Каким образом он попал на картину? Возможно, он просто случайно вырос у порога, и автор решил добавить его в натюрморт. Слева от цветков подсолнуха изображена миска с зелеными яблоками.
Над всем этим возвышается букет рябины – главный смысловой и цветовой акцент картины, доминанта этого натюрморта. Алые ветви настолько тяжелы, что согнулись под тяжестью плодов. Букет настолько большой, что загораживает окно, тем самым становясь центром композиции и, благодаря этому, задает ей тон. Вся картина оттенена глубоким красным оттенком, благодаря которому обычные элементы предстают в новом свете – обычные осенние дары выглядят роскошно, как истинные сокровища природы.
Александр Михайлович Герасимов очень тепло и душевно относился к любым проявлениям природы. В его творчестве часто попадаются пейзажи и натюрморты. Особенно его привлекала дождливая погода, которая навевает лирические мысли.
Картина построена таким образом, будто мы смотрим в окно и вместе с художником наблюдаем за изменениями в природе.
Капли дождя стекают по стеклу, позволяя «слышать» их стук и чувствовать запах свежести и обновления. На переднем плане показана ваза с цветами, но она вписана гармонично с общим фоном, что зритель не выделяет её отдельным предметом. Букет изображен как живой, появляется ощущение, что можно коснуться его и почувствовать на своих руках капли. Легкими движениями кисти проработаны все детали, даже самые незначительные.
Вид из окна позволяет сделать вывод, что перед нами изображен весенний дождь. Расцветают бутоны, трава зеленеет – все это не затемняет хмурая туча, нависшая над домом. Не смотря на обилие холодных оттенков, картина греет душу. Ожидание весны, движение природы завораживают, привлекая пристальные взгляды.
Не только примечателен пейзаж, но и обстановка, в которую он вписан. Старые оконные рамы, потертые щеколды, немытые окна, грязные шторы – все это часть дачи. В неё давно не заезжали, ведь деревья стоят неухоженные, ветви бьются о стекло. Да и приедут ли хозяева? Простенькая ваза, выглядящая безыскусно, говорит о маленьком достатке. Лишь прополотые грядки и новенькие кусты говорят о присутствии жизни.
Сама картина открывает окно из маленького в огромный мир, ведь если присмотреться, чуть поодаль, находится озеро и горы. Что там вдалеке? Остается лишь полагаться на волю фантазии. Пейзаж показывает привычную и близкую нам обстановку, которая располагает к философским мыслям о природе и её цикле жизни.
Сменивший импрессионизм на соцреализм, Александр Михайлович Герасимов, 50 лет со дня смерти которого исполнилось в уходящем, 2013 году, был, конечно, и искусствоведом, и Лауреатом, и первым Президентом (академии Художеств), даже «любимым живописцем Сталина» — но он всегда оставался и просто Великим Мастером. Большим Художником. И притягивающая картина «После дождя» в этом убеждает. Хотя, на первый взгляд, на ней не изображено ничего необычного летняя веранда простой, отнюдь не «правительствен ной» дачи.
Художник использует в основном темные оттенки зеленого и коричневого цветов – дождь прошел, но зелень за окном намокла, вымокли и потемнели, пропитавшись влагой от косых струй дождя, пол, перила и даже столик на оставленной с открытыми дверьми и окнами летней веранде. А за окном удручает потемневшая от дождя стена, густые, почти «черные», кусты.
Но Герасимов недаром начинал с импрессионизма – большую роль на его картине играет букет в стеклянном кувшине, если бы не светлые, живые пятна цветов, блеск кувшина, от картины в целом осталось бы грустное чувство, впечатление: «Ну, кончилось лето, теперь такие дожди зарядят надолго!». Несмотря на выглянувшее яркое солнце, картина была бы грустной. Но цветы – и в этом мастерство Художника! – меняют это ощущение почти на противоположное : «Дождь прошел? Зато какая свежесть в воздухе, какой сильный аромат от цветов! Как все блестит на солнце!»
И такой эффект достигается минимумом художественных средств – всего-то! – тремя цветами, блеском кувшина, игрой света на стеклянных гранях лежащего на столе стакана. Картина доказывает, что А.М. Герасимов еще долго после «официального» разрыва с импрессионизмом использовал технику и некоторые художественные приемы этого направления живописи. Как было бы хорошо, если бы он и дальше рисовал в этом стиле, картина «После дождя» живее всех «вождей» с полотен автора.
Храм, который не раз изображался у великих художников на полотнах – один из величайших памятников древнерусской архитектуры — Церковь Покрова на Нерли.
Не обошел своим вниманием эту церковь и известный русский живописец – Сергей Герасимов. Его не столько интересовала архитектурная постановка здания, сколько местность, пейзаж, который окружал его.
Несмотря на то, что пейзажист больше уделяет внимания пейзажу, мы можем рассмотреть величие и одиночество строения, погрузиться в эпоху, когда христианская вера только становилась на ноги. Положительные эмоции плавно и постепенно завоевывают мозг зрителя. Каждый ведь уверен, что безгрешен, а смотря на храм, хочется еще больше в это верить. Когда смотришь на этот архитектурный памятник, так и хочется, чтобы люди вспомнили, что для них свято в этой жизни и значимо. Чтобы их не покидала вера. Воздвигнутый руками человека, храм утопает в зелени и солнечном свете. Все как будто происходит на свете именно для этого символа святости.
Из-за того, что храм расположен в центре, на фоне природы, кажется будто он один нарисован, больше ничего нет. Тонкость линий строения, белый камень, из которого сделаны стены и бескрайние просторы России просто неустанно радуют тех, кто почитает искусство. Как будто осматривая родные просторы, храм стоит на холме, гордо и с величественной осанкой золотым куполом затмевает солнце.
В картине имеется недочет, но он настолько очевидный, что кажется, будто сам художник этого хотел. Неправильно нанесено отражение храма на воде. На противоположном берегу гуляет женщина с ребенком, как символ чистоты и святости. Далее раскинулись луга и поля, огромные деревья, Русь-матушка…
Не только от этой, но и от других картин Герасимова веет спокойствием, миролюбием, чистотой и эстетическим размахом.
В написании картины использовались мягкие тона и яркие, теплые краски.
Герасимов трудился над этим шедевром на протяжении долгих 7 лет. Начал он картину в переломном 1943-м. В это время фашистов уже остановили. Партизаны были мстителями из народа, которые как раз и объединяли фронт и тыл. Этим патриотам не были страшны пытки и угрозы.
В центре своего полотна Герасимов изображает простую русскую женщину. Фашистам не могут ее запугать. Прямо за ней родная земля, которую враги опалили и осквернили. Она вся залита кровью родных людей и близких друзей. Эта земля стала патриотов священной. И это не просто громкие слова.
Фашисты смогли почувствовать, как мощен гнев народа. Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с настоящей русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. Мы видим ее силу и величие, а сзади нее полыхает пожарище. На лице можно прочесть страдание. Но мы видим непоколебимого человека, который ничего не боится.
Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное.
Герасимов сознательно затушевал все то, что сопутствует главным персонажам. Перед нами только мать и фашист. Их фигуры прорисованы в мельчайших подробностях. Другие персонажи только намечены.
Художник показал в этом сильном эпизоде столкновения русской женщины и немца мужество русских людей и максимальную стойкость в действительно великой борьбе. Люди верят, что разум обязательно победит, иначе просто не может быть.
Герасимов воплотил в этой картине яркий и глубокий оптимизм. Перед нами творение, удивляющее монументальност ью.