Глазунов Илья Сергеевич
- Просмотров: 29970
Глазунов Илья Сергеевич, живописец
Глазунов Илья Сергеевич (р. 1930), советский живописец и график. Народный художник СССР (1980). Учился в ИЖСА (1951-57) у Б. В. Иогансона. Преподаёт в МХИ (с 1978). Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвященные воспеваемой им и затрагивающей национальные чувства современников русской старине (циклы "Русь", с 1956, "Поле Куликово", 1980, и др.), произведений на актуальные темы современной действительности (живописные и графические серии "Чили", 1969 и 1973; "Никарагуа", 1983), многочисленных портретов, в которых характерность модели сочетается с наглядно выраженными привлекательностью облика и идеальностью чувств. Важным источником в творчестве Глазунова послужили литературные мотивы (серии работ на темы романов Ф. М. Достоевского и др.). Выполнил также сложные по замыслу и композиции живописные панно ("Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию", 1980, здание ЮНЕСКО, Париж), театральные декорации ("Сказание о невидимом граде Китеже" Н. А. Римского-Корсакова, Большой театр Союза ССР, 1983).
Лит.: [В. Д. Захарченко], И. Глазунов. [Альбом], М., 1978.
Комментарии
Всемирная организация ЮНЕСКО подала идею о создании данной картины известному художнику Глазунову. Конечно, такая честь и признание его на мировой арене сильно льстили таланту художника, однако задача перед ним ставилась далеко не из легких. Каким образом можно было бы выразить на одной картине все самые ярчайшие культурные ценности русского народа, которые собирались веками и по крупицам, и притом, каждая из них заслуживает отдельного полотна, на котором бы была изображена со всеми подробностями, а, возможно, и не одна.
В одну эту картину требовалось включить отражение культуры всей многонациональн ой страны Советов, при том захватывая многовековой их культурный пласт.
Полотно напоминает коллаж. Каждая деталь его – своя особенная история, свой особый вклад. Между собой они не соединяются в единой смысловой композиции. Они скорее напоминают какие-то отрывки, что полностью соответствует характеру картины и ее основной задумке.
В центре картины крупным планом Александр Сергеевич Пушкин. Его образ сразу же бросается в глаза. Художник таким образом подчеркнул значимость и силу Пушкина в его вкладе в русскую и мировую культуру. Не можем не согласиться с тем, что Пушкин действительно наше все. Его бюст изображен более крупно по отношению к другим персонажам.
Сразу за Пушкиным угадывается Достоевский. Его образ прорисован тоже достаточно крупно и детально. С правой стороны полотна мы можем также заметить небезызвестных Гоголя и Ломоносова, а также многих других великих писателей и художников. В самом углу правой стороны картины – древнейшая культура Руси. Все периодика культурного становления изображена на холсте в хронологическом порядке слева направо.
Начало свое течение и развитие культуры берет с Киевской Руси и иконописи. Далее – церковь и памятник Юрию Долгорукому, основателю Москвы. Затем на заднем плане мы может лицезреть вид на Неву – прямо за Пушкиным прекрасный Санкт-Петербург , северная столица. С левой же стороны – уже наиболее современные представители культуры России – здесь и Чехов, и Блок. За ними – Спасская башня Московского Кремля. А в самом верхнем левом углу – Юрий Гагарин, открывший для нас космос.
Изобразил на картине легендарного князя Олега, который держит на руках своего сына Игоря. Олег одет, как настоящий русский богатырь. На нем традиционный шлем, кольчуга. В руках он держит меч, который должен устрашать врагов. Если на страже будут стоять такие сильные люди, то никто не сможет вторгнуться на нашу землю.
Поражают яркие краски, которые перенасыщают картину. Преобладает три основных тона: белый, синий и красный. И это неслучайно. Это те самые цвета, которые ассоциируются с российским флагом. Князь Олег олицетворяет мощь нашей страны. Есть здесь и еще один оттенок – золотисто-корич невый. Он становится некой границей между этими основными цветами. С помощью них художник создает контрасты. Живописец умело использует сочные краски. Мазки его кисти широки и вольны. Они важны для передачи тех важных мыслей, которые вкладывает в это полотно автор.
Глазунов смог создать символический образ, но при этом он максимально реален. Это обычный человек. В его глазах можно прочесть решимость и спокойствие. Перед нами настоящий исполин. Его сильное тело и мускулистые руки, как будто бы специально созданы для того, чтобы защищать людей от возможного неприятеля.
Фигура князя с маленьким Игорем на руках занимает практически все пространство картины. Прямо за ним бескрайнее синее море. По нему плывут корабли с парусами. Герою некуда отступать, да он и никогда не станет этого делать. Небо слито с морем. Создается одно широкое и глубокое пространство, поражающее великолепием красок и грандиозностью мысли. Оно реально и сказочно одновременно.
Глазунов написал легендарного князя, но при этом вложил в эту картину свои патриотические думы о родине. У зрителей создается приподнятое настроение. Мы начинаем невольно гордиться, что Россию защищают такие исполины.
Прежде всего, что такое мистерия? Это собрание в единое ряд событий, и показ его на народных гуляниях. Мистерия – это разновидность театрального представления. Тогда что же у Глазунова на полотне? Всё и все. Он создал супер-мистерию на полотне.
Смешал все времена и краски, соединил несколько поколений и при этом не постеснялся в выразительности . Но главное он как бы рассказал свой жизненный путь и то, что этот путь окружало: события, люди, личности. Во всяком случае, художник сделал свой двойной автопортрет – в молодом возрасте (слева) и уже в преклонном возрасте – справа. Всё что находится между ними – история. В самом центре – над историей – Христос. Он как бы над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения. Рядом с ещё молодым Глазуновым – падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Есть даже знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин. Где-то в середине полотна Ленин и лежащий в кровавой пелене Сталин, а совсем рядом стоят Гитлер и Муссолини.
Перемещаемся дальше и попадаем уже ближе к нашему времени. Начинается всё с Мао – кормчего Китая, а потом и Че Гевара, Кастро, Кеннеди, Мик Джаггер. Заметны и «Битлз», куда без них. Зде же Ванга, Солженицын. Два символа супер-держав: «Рабочий и колхозница» и статуя Свободы. За ними – символ мормонов, храм Христа Спасителя. Ближе к старшему Глазунову – генсеки СССР: Брежнев, Андропов и Горбачёв. Видны Маргарет Тэтчер, Раиса Горбачёва и даже Мэрилин Монро. Конечно же на полотне есть место Ельцину и Клинтону. Вроде все персоны, всего мира. Но на полотне есть ещё кое- что…
А «кое-что» — это символы. Они то и дело возникают между персонажами. Например, в самом начале, рядом с молодым Глазуновым лежит поверженный герб Романовых – это символ краха Российской империи. И тут же возникает рука с пистолетом, которая как бы целиться в нас. Потом та же рука, но уже возле взрослого Глазунова показывает фигу. Символично и то что Сталин изображён в кровавом месиве, которое заполняет Бранденбургские ворота в Берлине.
Мистерия получилась любопытная и страшная, но ведь так оно и есть. Это ведь жизнь.
В самом названии кроется упрек тем строителям «нового мира» по теориям Маркса и Энгельса, сотворившим тот самый призрак коммунизма, который долго бродил по Европе. Эта картина — осуждение, жесткий и беспощадный приговор все кровавым и жестоким событиям, творившимся в Советскую эпоху.
Картина представляет собой коллаж. Сразу бросается в глаза красная пятиконечная звезда занимающая центр композиции, как бы акцентирует внимание на изображенных в ней персонажей, главных виновников террора… Картина большая, сложная в композиционном плане, многофигурная, многодетальная.
Здесь можно увидеть многочисленные повторения Ленина, как главного злодея коммунизма – где то он ехидно улыбается, где то со зверским видом и бешеными глазами скандирует. Настолько страшны лица и других его соратников и последователей. Глазунов, ярый противник коммунизма, защитник царской власти, показывает нам историческое прошлое, все те события, предпосылки террора. На полотне изображен Оливер Кромвель — цареубийца, французские революционеры, народовольцы и другие.
На левой стороне картины изображены мечты о счастливой и свободной стране – православной Царской России. Ясное небо, купола, колокольный звон, Русь Святая!… Тут же изображен как простой народ прежней России, так и деятели культуры и политики, крупным планом изображен Столыпин, плакат с Царем и Царицей. Чуть ниже в красном кровавом мареве, будто объята великим пожаром, предстает нам погибшая мученической смертью семья последнего Российского императора Николая II, с горящими ореолами вокруг их голов.
С правой стороны полотна — лицо Христа, который со страдальческим взором озирает происходящее вокруг.… Внизу – Перестройка, гласность, развал СССР — современная, такая же далекая от идеала Россия…
Илья Глазунов – российский художник, соединивший в своем творчестве реализм и символизм. Его картины впечатляют зрителя огромными размерами и прямолинейность ю изображенного на них.
«Рынок нашей демократии» самая большая по размерам картина Глазунова. Зрителя удивляет ее композиционная сложность и обилие персонажей. Написанная в 1999 году, картина является самой идеологической во всем творчестве художника.
Творение показывает мысли простого народа, живущего в России постсоветского времени. Художник с болью и яростью смело собирает на одном полотне все беззаконие и мерзость конца века. Кошмаром для художника является разврат и продажность, царящие в то сложное время.
По задумке Глазунова картина подводит итог правлению Бориса Ельцина. Сам Ельцин показан на полотне с дирижерской палочкой. Он еще пытается править людьми, изображенным вокруг него. Глазунов предпочел не делать Ельцина центром композиции, а изображает его сбоку, среди множества других фигур. Художник хочет показать, что устроитель происходящего на картине, именно человек с дирижерской палочкой. Множество атрибутов западной культуры на полотне говорят о вере Ельцина в американскую мечту, которая так ни для кого и не была осуществлена.
В правом нижнем углу Глазунов изображает сам себя с плакатом на шее, вопрошающем «Где вы, России верные сыны», намекая на то, что верен России на полотне лишь он. Пестрят на полотне всевозможные плакаты с просьбами, объявлениями весьма провоцирующего политического содержания.
Картины Глазунова отличаются от иных стилей написания. Они воплощают в себе множественное количество различных деталей времени, событий, когда-либо происходивших. Картины Глазунова – своеобразный коллаж, хронологические отрывки.
Картина «Моя жизнь» рассказывает нам о жизни художника, о его судьбе, о тех событиях, которые имели место и особую важность в его карьере, были важны для его семьи и его лично. Перед нами — вся душа художника, все его мысли и воспоминания. Через все полотно проходит нить несокрушимой любви художника к России, его веры в непоколебимую силу Родины. Как раз в период написания им картины он также занимался написанием автобиографичес кой книги. Слова его книги тесно переплетаются с сюжетом, положенным в основу картины.
В левой части картины художник изобразил ключевые моменты своей жизни, которые связаны с проживанием его в северной столице. Петербург был и остается для него Родиной – там он родился, пережил блокаду Ленинграда. Увы, никто из его семьи блокаду пережить не смог.
Фреска «Аврора» — память об обучении Глазунова в художественном училище. Там же, в альма-матер художник встретил и любовь всей своей жизни – свою жену, ряд образов в левой части картины связан в первую очередь с ней. Не остались без внимания и дети художника – изображена сцена домашнего вечера за чтением книг.
От левой части картины отделяет нас автор столбом дыма – это своеобразная отсылка к эпохе социализма. В центре – герб России, который для Глазунова с его любовью к Родине значит чрезмерно много. Справа можно заметить бесконечную лестницу, уходящую куда-то очень высоко. Лестница эта символизирует собой путь к Богу, к вере, к духовному. Но на этой лестнице пока никого нет…
Картина Илья Глазунова под названием «Незнакомка» была создана, как иллюстрация к одноименному стихотворению А. Блока, с которым они жили в одно и то же время, и очень часто пересекались при разных обстоятельствах .
Как видно на картине, таинственная девушка находится на каком-то пиршестве, но явно чувствует себя лишней на данном мероприятии. В отличие от лиц, которые находятся на заднем плане, но в это время создают общий фон и образ картины, лицо девушки не выказывает ни капли радости. Она хороша собой, прилично одета, но ее большие глаза наполнены грустью, и порой кажется, что смотрит прямо в вашу душу и внимает о помощи из-за собственной безысходности.
Но, все-таки стоит отметить, что Глазунов выполнил в этом образе незаконченность сомнений. Это обусловлено ее глубоким декольте и общим прекрасным образом, который никак не вяжется с общей атмосферой. Поэтому, до конца непонятно, как эта девушка попала сюда, и чего она ждет в дальнейшем.
В это время поэт описывает ее взгляд, как проникновенный и задумчивый, будто эта девушка мечтает о высоких чувствах, которых она по каким-то причинам до сих пор не постигла. Ее образ очень легок и практически невесом, это достигается не только за счет самой прорисовки персонажа, но и грузных, веселящихся лиц, которые вызывают отвращения, что находятся на заднем плане.
Именно не раскрытие образа до конца придает ему еще большую загадочность. При этом художник завлекает в игру раскрытия образа, каждого зрителя. Такие детали, как кольца на левой руке, ее глубокий вырез, или люди, которые находятся вокруг нее, заставляют самому закончить образ и раскрыть все тайны этого шедевра. Иллюстрацию к картине лучше всего просматривать вместе с прочтением стихов к ней, таким образом, достигается максимальная целостность восприятия.