Греков Митрофан Борисович
- Просмотров: 28262
Греков Митрофан Борисович, живописец
Греков Митрофан Борисович (до 1911 - Мартыщенко Митрофан Павлович) (1882-1934), советский живописец. Баталист. Учился в Одесском художественном училище (1898-1903) и в петербургской АХ (1903-11) у Ф. А. Рубо. Член АХРР (1925-29). Для произведений Грекова, запечатлевших боевой путь Первой Конной армии, другие события Гражданской войны 1918-20, характерны историческая достоверность в изображении событий и типов, правдивое воссоздание атмосферы героической борьбы за Советскую власть ("Тачанка", 1925, "Трубачи Первой Конной армии", 1934, - оба в ГТГ; "Кавалерийская атака", 1927, ЦМВС). Имя Грекова присвоено Студии военных художников.
Лит.: Г. А. Тимошин, М. Б. Греков, М., 1961; М. Б. Греков в воспоминаниях современников, Л., 1966; Б. Зотов, Повесть о М. Грекове, М., 1982; Н. Лапунова, М. Б. Греков, М., 1982; С. Н. Левандовский, М. Б. Греков, Л., 1982.
Комментарии
Митрофан Греков известный своей работой «Тачанка» был добровольцем Красной Армии в рядах кавалерийского корпуса Буденного. Жанр его картин характерен военному времени. Многие из его работ стали изображением на марках советских времен. Однако, несмотря на преданность революции и воспевания мощи большевиков в своих картинах, Греков неоднократно подвергался критике.
Тачанка — мобильный комплекс, считающийся лучшим во времена Гражданской войны, наводил страха на своих врагов. Его структура проста – четверо или трое коней, запряженных в обычную крестьянскую тачку. На борту е крепился пулемет, а в экипаже насчитывалось от двух до трех человек.
«Тачанка» Грекова находится посреди поля, усеянного трупами. То там, то здесь разрывается шрапнель. На заднем фоне видно удаляющегося всадника. Сама же тачанка находится в плачевном состоянии. Ее кони разбредаются в разные стороны, а человек испуганно смотрит в другую сторону. Исходя из этого, можно понять, что отряд отступает. Или более того – спасается бегом.
Кажется, что одно колесо тачанки сломалось, и теперь она вот-вот завалится на землю. Второй член экипажа упал на борт, и держится рукой в области груди. Отсюда, сама по себе, находит мысль, что он ранен. Иными словами, то, что совсем недавно наводило ужас на пеших солдат и кавалерию, теперь находится в плачевном состоянии.
Нельзя не заметить, что лошади, запряженные в тачанку, имеют разный окрас. Два рыжего, черный и белый кони будто символизируют что-то. Только, что именно известно одному автору.
Обстановка и так кажущаяся напряженной, принимает совсем нешуточный вид, когда замечаешь, что лошади собираются буквально разорвать узду. Единственным невозмутимым элементом является поле. Безмятежное и неподвижное.