Кандинский Василий Васильевич
- Просмотров: 30699
Кандинский Василий Васильевич, русский живописец
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897-98) и в АХ (1900) у Ф. фон Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (в 1911, совместно с Ф. Марком) объединение "Синий всадник". Обратившись к абстрактным экспериментам в живописи, Кандинский использовал в своих композициях ритмизованные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные вихрящимися, ломаными, иногда прямыми линиями ("Импровизация No 7", 1910, "Смутное", 1917, - оба в ГТГ). В художественной практике и теоретических концепциях Кандинского, утверждавших иррациональную природу творческого акта, принципы "чистой", освобождённой от прямых связей с реальностью живописи, сказались индивидуалистические и субъективистские тенденции буржуазной культуры XX в. В 1914 вернулся в Россию. Преподавал во Вхутемасе (1918-21), был одним из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде и Инхука в Москве. С конца 1921 жил в Германии (с 1922 профессор "Баухауза"), с 1933 - в Париже. Поздние произведения Кандинского имеют более упорядоченный характер, насыщены графически чёткими, геометризованными элементами.
Соч.: В. В. Кандинский. 25 репродукций с картин 1900-1917 гг. (Текст художника), М., 1918; ьber das Geistige in der Kunst, Munch., 1912.
Лит.: Л. Рейнгардт, Абстракционизм, в кн.: Модернизм, 3 изд., М., 1980; Grohmann W., W. Kandinsky. Leben und Werk, Kцln, 1958; Brinkmann H., W. Kandinski als Dichter, Kцln, 1980.
Комментарии
1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, близ Парижа
Живописец, график, мастер декоративно-при кладного искусства, создатель и теоретик абстрактного искусства. Один из основоположнико в авангарда ХХ века.
Родился в семье купца 1-й гильдии. С детства увлекался живописью и музыкой. До 1896 года жил в Одессе и Москве. В 1885 – поступил на юридический факультет Московского университета, подготовил диссертацию и собирался занять место преподавателя в Дерпте (ныне Тарту). Но вместо этого, решив посвятить свою жизнь живописи, отправился в Мюнхен, где поступил в школу А. Ашбе (1896). Учился в Мюнхенской Академии художеств у Ф. Штука (с 1900). В Германии поддерживал связи с русскими художниками. В 1901 создал объединение "Фаланга" (до 1904). В 1906–1908 Кандинский путешествовал по Италии, Франции, Германии, Голландии. Увлекся идеями антропософии Р. Штайнера. В 1910 написал книгу "О духовном в искусстве", сформулировав в ней основы абстрактной живописи. В 1911 создал объединение "Синий всадник". 1908–1910 годы – первый период расцвета творчества, время работы в местечке Мурнау под Мюнхеном. В 1915–1921 работал в Москве. В 1918 стал членом коллегии ИЗО Наркомпроса и преподавал во Вхутемасе. Возглавлял секцию монументального искусства Инхука.
В 1921 году уехал в Германию, где работал в Баухаузе. После закрытия Баухауза нацистами в 1933 году переселился в Париж.
В.В. Кандинский – основоположник абстрактной живописи, самого радикального направления авангарда. На раннем этапе художник прошел увлечение импрессионизмом и модерном. От импрессионизма позднее в его абстрактной живописи сохранилась спонтанность цветовых пятен и мазков, от модерна – графическая культура. В своих новаторских поисках Кандинский развивал эстетику символизма. В начале 1910-х годов художник создал абстрактные картины. Среди них – импрессии, импровизации и композиции ("Композиция №7", 1913). Кандинский обновил технику акварели, гравюры, офорта, занимался живописью на стекле. С 1922 был приглашен для преподавания в немецкую школу дизайна Баухауз под руководством В. Гропиуса.
Обобщая практический преподавательск ий опыт, пишет теоретический труд "Точка и линия на плоскости" (1926), в котором проводит анализ выразительных возможностей первоэлементов изобразительног о искусства. Принципы абстрактного языка, открытые художником, являются основополагающи ми в живописи и дизайне ХХ века.
Основатель абстракционизма Василий Васильевич Кандинский начал серьезно заниматься живописью в тридцать лет, оставив ради этого блестящую юридическую карьеру. Он учился в Европе у маститых преподавателей живописи, стремясь взять у них знаний по максимуму, но при этом уже тогда имел свой собственный узнаваемый стиль.
Поначалу художник рисовал в манере, сходной со стилем художников- импрессионистов . И ничто до 1910 года не могло указать в его работах на предстоящее рождение нового стиля под названием абстракционизм с его буйством цвета и форм. Художник считал творчество раскрепощением духа, что подтверждали все его дальнейшие работы.
Для непосвященного зрителя, привыкшего к четким предметным формам и сюжетам, достаточно сложно разглядеть в картинах абстрактного стиля ту конкретику, которую в них вложил автор. В полотне под названием «Композиция VII» (рабочее название — Потоп) есть только линии, цвета и плоскости. Но именно они передают то настроение, которое художник вложил в картину.
Драматичность самого потопа передают грубые мазки красно-синих полос, пересекающиеся с поперечными черными линиями, идущими вниз из верхней части картины. Для смягчения художник использовал розовые переливы тонов различной насыщенности, привносящие в полотно некую торжественность . Формы темно-коричнево го цвета являют собой ноты безнадежности, а желтые и зеленые мазки призваны уравновесить общую палитру картины и придать всему на ней происходящему дополнительную активность.
В целом Кандинский добивался не одного только отображения потопа как драматичного момента или катастрофы, но и последующего за ним акта творения нового мира. В картине присутствует динамика движения жизни, выраженная исключительно цветом и неопределенными формами.
В творениях Кандинского можно ощутить неустанное движение вперед и массу перемен. В его ранних полотнах еще видны явные намеки на кардинальное изменение стиля в будущем.
Перед нами, казалось бы, совершенно обычная картина. В ней есть мотивы фольклорного и сказочного начал. Но при этом она становится демонстрацией того, что главными в работах художника становятся цветовые пятна и линии.
Художник нарочито не прорисовывает лица своих героев. Позы их расслаблены и задумчивы. Это говорит о том, что они полностью углублены в себя. Создается впечатление, что лошадь сама везет их, так как всадник практически не держит поводья. Сюжет очень прост. Но зритель может бесконечно фантазировать по поводу того, куда же едут герои картины.
В Средние века движение на полотнах справа налево говорило о том, что персонажи возвращаются домой. Вполне вероятно, что именно поэтому ото всего полотна веет таким вселенским спокойствием.
Кажется, что перед нами какая-то старая мозаика. Для ее оживления Кандинский использует яркие цвета. Главный цвет здесь синий. Это оттенок самого неба, а также символ невероятного покоя. Все полотно наполнено нежностью и романтичностью. Живописец признавался, что в этой работе смог воплотить то, о чем так давно мечтал. В процессе работы он ощущал трепет сердца, как истинный мастер и настоящий поэт.
Кандинский основал экспрессивный абстракционизм. Впервые эти идеи он воплотил в гравюрах, выполненных на традиционном дереве. Затем из техники и особого лиризма гравюр он стал черпать материал для своих картин.
Очень часто художник использовал темный фон. Здесь он смело накладывает на него небольшие пестрые мазки. Создается впечатление, что это какие-то драгоценные камни, завораживающие своим сиянием.
Пейзаж абсолютно нереален, но в этом и кроется его особое очарование. Мы чувствуем, особую любовь художника к России. Это чувство он и стремится передать всем нам.
Картина «Несколько кругов» написана в 1926 году. Материалами для написания произведения послужили масло и холст. Размеры полотна составляют 140х140 см. В настоящее время картина находится в Нью-Йорке, в Музее Гуггенхейма.
Безусловно, данное произведение относится к жанру абстракционизма , ярчайшим представителем которого был Василий Кандинский. Для художника круг – это не только и не столько геометрическая фигура, сколько некий универсальный проводник в другой мир.
Эта замкнутая фигура при одном взгляде на нее связывает нас с этим миром, ее форма не имеет начала, точно так же, как и конца. Таким образом, Кандинский преподносит сочетание кругов разных размеров и цветов как сочетание бесконечностей, чего-то космического и абсолютного.
С первого взгляда композиция кажется беспорядочным нагромождением фигур, но, чем дольше всматриваешься в эти круги, тем яснее становится, что каждый из них находится на своем месте. На темном фоне то тут, то там всплывают эффектные, ярко-желтые, ярко-синие круги, поверх ярких накладываются черные, и так слой за слоем. В чем-то эти фигуры напоминают планеты и светила, движущиеся в космосе.
Вокруг одной из фигур виднеется свечение, что дополнительно усиливает сходство кругов с космическими объектами. Яркие цвета, столь любимые художником, заставляют проснуться воображение. Пересекаясь, круги получают новые оттенки и грани цвета, взгляду хочется следить за их причудливыми линиями и наложениями друг на друга.
Любовь к кругу проходит через все творчество Кандинского с 1920 по 1930 годы. Художник видел в круге все, что хотел и искал: космос, напряжение, силу. Круг на его полотнах – даже не круг, а существо, наделенное внутренним голосом и характером. Простая геометрия, благодаря Кандинскому, обретает душу.
Василий Васильевич Кандинский очень любил Москву. Он говорил, что Москва – это сложный и подвижный город. Он называл её путаницей, где переплетаются события, судьбы и люди. Но при этом для него Москва – это самый красивый город на планете Земля.
Поэтому не удивительно, что его источник вдохновения – Москва. Именно ей он посвятил несколько картин, главной из которых считают картину «Москва. Красная площадь».
Василий Васильевич Кандинский жил в конце 19, начале 20 века. Он известен всему миру как один из основоположнико в абстракционизма . Это такой жанр живописи, который многим не признан и не понятен. Необычные сочетания цветов, форм, фантастических сюжетов – всё это характерно для абстракционизма .
На первый взгляд, на картине «Москва. Красная площадь» вообще нельзя узнать Москву. Где-то вдали видны колокола, часовни, большие белые дома. Но совершенно не понятно как в этом можно узнать город.
Москва для Кандинского – это большая путаница, поэтому на его картинах всё переплетено, спутано, непонятно. Но если присмотреться, то можно увидеть знаменитую брусчатку на Красной площади. Можно увидеть маленьких человечков, и даже здание, похожее на Большой театр.
Яркие цвета очень важны для абстракционизма . Василий Кандинский выбрал для своей Москвы жёлтый, синий, красный и розовый. Сама техника очень специфичная. Кандинский рисовал большими мазками маслом. Цвета он стремился не смешивать, чтобы получилась яркая и чёткая картина.
Многим людям не понятен абстракционизм. Они считают, что так может рисовать каждый человек, и это не должно стоить больших денег. Но, тем не менее, картины Кандинского и других художников, рисовавших в этом стиле, продаются на аукционах за большие деньги. Но эта картина хранится в Третьяковской галерее, в Москве.
Картина написана в 1934 году.
У Кандинского была своя теория живописи. В ней он выделял те положения искусства, которые требуют пристального изучения. Это, прежде всего форма. Не менее важен цвет, который решает глубину построения, использующую законы оптики.
Живописные детали определяют глубину. Еще одно положение – материал и пространство. Под этим художник подразумевал особенности обработки поверхности. В своем творчестве он использовал технику многослойности, а также умело пользовался законами идеального сочетания цветов.
Художник – яркий представитель абстрактного искусства. Неискушенному зрителю, на первый взгляд, может показаться, что на картине изображены ничем не примечательные линии разной формы и фигуры. На самом деле, смысл этого произведения очень глубок. В нем заложено огромное философское содержание, определяющее творчество художника этого времени.
Кандинский понимает, что цвет и форма не требует предметной мотивировки. Краски являются важным моментом для создания целостного восприятия творения.
Перед нами настоящая тайнопись. Иероглифическое письмо. Именно эта манера была характерна для творчества данного периода. Художника интересуют проблемы пространства. Его работа не изобилует сочными красками, так как важно здесь другое. Линия носит у него амебовидный характер. Ощущается холодность стиля. Формы максимально геометризуются. Мы видим всевозможные поверхности, изображенные художником, которые чудесным образом встречаются на его полотне.
Неслучайно название картины. Кандинский пытается объединить прежние мотивы своего творчества и новые приемы.