Кипренский Орест Адамович
- Просмотров: 33150
Кипренский Орест Адамович, русский живописец и график
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), русский живописец и график. Представитель романтизма. Учился в петербургской АХ (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена; пенсионер АХ (до 1809). Основной жанр творчества Кипренского - портрет ("А. А. Челищев", около 1809 или 1810-11, "Е. Н. Ростопчина", 1809, - оба в ГТГ; "Е. В. Давыдов", 1809, ГРМ), в котором, используя контрасты освещённого лица модели и тёмного фона, сопоставления насыщенных цветов, Кипренский достигает романтической приподнятости образа, особой эмоциональной полноты в раскрытии психологического состояния модели, утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность. С 1812 создавал графические портреты, в которых запечатлел образы своих современников, участников Отечественной войны 1812, духовно близких художнику людей (портрет Е. И. Чаплица, итальянский карандаш, 1813, ГТГ). Поездка в Италию (1816-22) пробудила у Кипренского тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщённости характеристик (портрет Е. С. Авдулиной, 1822-23, ГРМ); он делает попытки создать историческую картину. Во второй половине 20-х гг. Кипренский испытал влияние духовного кризиса, охватившего многих передовых людей в эпоху николаевской реакции, что сказалось на его живописной манере, в которой появились сухость форм и рационалистичность построения. Лучшим произведением Кипренского, созданным в этот период, является портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ), в котором воплотились высокие представления Кипренского о творческой личности. В Италии, куда он вновь уехал в 1828, Кипренский делает попытки более разносторонне раскрыть психологию и внутреннее состояние людей (групповой портрет "Читатели газет в Неаполе", 1831, ГТГ), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительной рассудочности ("М. А. Потоцкая и С. А. Шувалова с эфиопкой", около 1835, Киевский музей русского искусства).
Лит.: В. С. Турчин, О. Кипренский, М., 1975; И. В. Кислякова, О. Кипренский. Эпоха и герои, М., 1977; А. Т. Валицкая, О. Кипренский в Петербурге, Л., 1981; Д. Сарабьянов, О. А. Кипренский. Альбом, Л., 1982.
Комментарии
1782, мыза Нежинская близ Санкт-Петербург а – 1836, Рим
Живописец, рисовальщик. Портретист.
Сын крепостной крестьянки, получивший при рождении вольную.
С 1788 по 1803 год учился у Г.Ф. Дуайена и Г.И. Угрюмова в Академии художеств, которую окончил по классу исторической живописи. В 1805 году за картину "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем" получил большую золотую медаль, дающую право на заграничную пенсионерскую поездку, которую, однако, не смог осуществить из-за войны с Наполеоном.
В 1809–1810 годах О.А. Кипренский жил и работал в Москве, в 1811 в Твери. В 1812 году возвратился в Санкт-Петербург . Приобрел репутацию блестящего портретиста.
В 1816 году на средства императрицы Елизаветы Алексеевны О.А. Кипренский был отправлен в Италию, где пробыл до 1822 года, в том же году экспонировал ряд работ в Парижском Салоне. В 1823 году вернулся в Россию. По пути посетил И.В. Гете в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне , Чехия) и выполнил его карандашный портрет.
В 1827 году О.А. Кипренский написал известный портрет А.С. Пушкина. В конце 1828 года художник снова уехал в Италию, где прожил до конца жизни.
О.А. Кипренский – первый художник-романт ик в русской живописи. Главным жанром его творчества стал портрет, говорящий о новом понимании человека как независимой личности. Персонажи Кипренского отличает естественность и внутренняя свобода, они наделены полнотой эмоциональной жизни, способностью к глубоким и сильным переживаниям, часто мимолетным и противоречивым. Каждый его герой – "малая вселенная".
В поздних произведениях мастера преобладают черты классицизма с жесткой линейной структурой, некоторой плоскостностью, яркими локальными цветовыми пятнами. Трактовка человеческой личности становится более одноплановой.
О.А. Кипренский – крупнейший мастер карандашного портрета (характерный пример - портрет графа С.П. Бутурлина, 1824), ставшего в русском искусстве первой половины XIX века самостоятельным жанром.
О.А. Кипренский получил прижизненное европейское признание. В 1825 году его автопортрет был приобретен знаменитой Галереей Уффици во Флоренции и помещен в Королевской галерее, где собирались автопортреты известных европейских художников.