Китагава Утамаро
- Просмотров: 27427
Китагава Утамаро, японский мастер цветной ксилографии
Китагава Утамаро, Торияма-Симби (1753/1754 - 1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Крупнейший представитель направления укиё-э. Работал в Эдо. Начав с произведений, носящих характер натурных штудий (альбом "Книга насекомых"), затем обратился к жанру "бидзин-га" ("изображения красавиц"), создав с помощью плавной, текучей линии изысканно-поэтический образ красавицы, представленной подчас погрудно или по пояс на листах большого формата с применением слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего фона (серия "Большие головы", 1790). Отмеченные чертами идеализации, женские образы Китагавы Утамаро вместе с тем не лишены жизненной достоверности, особенно явственно выступающей в композициях на темы повседневного женского труда (серия "Женщины за шитьём", середина 90-х гг.).
Лит.: Б. Г. Воронова, Японская гравюра. [Альбом], М., 1963; Shibui К., Utamaro, N. Y., [1962].
Комментарии
Японский художник Китагава Утамаро в совершенстве освоил знаменитую технику укиё-э. Особенно ему нравилось рисовать женщин.
Сначала художник начинал с портретов до груди, но после он стал уделять время деталям одежды и некоторым окружающим вещам. Он проводил очень много времени в китайском квартале Ёсивара. Там юный талантливый автор рисовал местных гейш. Они с радостью позировали умелому пареньку, а он совершенствовал свою технику.
Чтобы фон изображения приобретал характерный блеск, он добавлял в свои работы слюду.
Именно он поднял особый интерес к японской живописи, но только вот творчество закончилось его печально. Власти посадили художника за неподобающий портрет героя истории Тоётоми Хидэёси в тюрьму. Там он получил психологический срыв и после выхода на свободу, прожил всего лишь два года.
Портрет этой девушки получил простое название «Красавица». Именно так выглядели самые изысканные дамы того времени. Лицо идеально выбелено специальными красками, волосы собраны в традиционный пучок, а в руках красуется бумажный веер. Девушка аккуратно присела на землю, оперившись на руку.
Автор акцентирует внимание на ее красочном наряде. Это вначале кажется, что кимоно темное и непривлекательн ое. Но потом хочется рассмотреть зеленую ткань и белую вышивку на подоле. По правой стороне стоит характерное для Японии растение в широкой чаше. Женский образ получился очень выразительным. Девушка задумалась о своей жизни и не спешит поправить кимоно, упавшее сплеча.
Деталям художник не уделяет внимание, мы не знаем, где находится девушка, дома или на улице. Вокруг нее желто-золотой фон. Именно за счет этого хорошо просматривается сама дама и ее симпатичный наряд. Она сидит в весьма неудобной позе, но это не мешает ей быть самой красивой и обворожительной .